А сверху тротуарной плиткой: бизнес первых этажей хоронит свои надежды в траншеи предъюбилейного ремонта — Звезда

А сверху тротуарной плиткой: бизнес первых этажей хоронит свои надежды в траншеи предъюбилейного ремонта

2021 , 20:04

Традиционно недолгое лето в Пермском крае – время страды для малого и среднего бизнеса. Веранды кафе под открытым небом, детские игровые площадки и аттракционы, прогулочные рейсы на трамвайчиках и катерах, продажи летней одежды и обуви, аксессуаров – сезон мороженого и прохладительных напитков!..

Многие предприниматели более половины всей прибыли за год зарабатывали в период с мая по сентябрь. Исключение составило лето прошлого года. Режим ограничительных мер из-за пандемии COVID-19 обнулил бизнес-планы почти всех коммерсантов-сезонников. Кое-кого загнал в кредитную кабалу, а некоторых и вовсе заставил уйти с рынка. Число закрытых субъектов малого предпринимательства в Пермском крае по итогам 2020-го, по данным Федеральной налоговой службы РФ, превысило десять тысяч.

Прибылей не планировать?

Летом этого года у малого и среднего бизнеса окно возможностей для сезонных предложений открыто если не настежь, то уж точно шире. Оживление ощутили ключевые индикаторы рынка – риелторы. По информации издания «Коммерсантъ» (16+), аналитики констатируют, что в I квартале 2021 года в Перми почти на три процента выросли цены на аренду офисных помещений.

Стоимость офисов в новостройках и вторичных зданиях увеличилась на 4,5 и 1,6 процента соответственно. Аренда и продажа торговых площадей подешевела, за исключением помещений в новостройках. Впрочем, сохраняющиеся на рынке Перми жесткие требования к уличной торговле и работе летних кафе не позволяют излишне оптимистично смотреть на перспективы традиционных для сезона заработков у коммерсантов.

– Большой маржи этим летом не получить точно, – прогнозирует индивидуальный предприниматель Людмила Останина. – При увеличившихся издержках, подорожавших продуктах питания и так же выросших аппетитах работников в плане желаемой зарплаты, к примеру, продавцы того же мороженого дай бог только при хорошей погоде выйдут в плюс.

Погодный фактор важен не только для «продавцов холода». Производители и монтажники кондиционеров тоже пристально всматриваются в долгосрочные прогнозы синоптиков. Летний сезон – это ведь еще время больших продаж сплит-систем и прочего сопутствующего оборудования. Кстати, по итогам прошлого года сразу несколько фирм, работавших в этом сегменте, ушли с пермского рынка.

Потому что потенциальные клиенты стали более экономны и пересмотрели приоритеты в пользу более дешевых вентиляторов, а не навороченного импортного оборудования, служащего для создания искусственного климата. Схожая ситуация сложилась и еще в нескольких отраслях продаж и сфере услуг.

Ужин как вознаграждение

Сегодняшняя Пермь – город большого ремонта. Ремонтируют улицы, идет реконструкция основных магистралей, подновляют фасады домов в центральном планировочном районе, возводится несколько крупных объектов, продолжается ударная стройка на эспланаде.

Столица края готовится к юбилею, и через год эта подготовка будет еще интенсивнее. Для уличной торговли, и не только для нее, эти два года, судя по всему, будут в основном упущенным временем. Ведь между штабелями тротуарной плитки и перепаханными в целях переустройства коммуникаций тротуарами летнего кафе не откроешь. Вообще торговля на цокольных этажах в центре Перми, когда для того, чтобы попасть в кафе или магазинчик, нужно преодолеть настоящую полосу препятствий, вряд ли получит импульс к росту, говорят предприниматели.

– Понятно, что история временная, на пару лет, до 2023-го. Но сейчас, когда начался летний сезон, были определенные планы… А приходится как раз сокращать рабочий день, – сетует совладелец одного из пермских салонов красоты на условиях анонимности. – В то время как аренда, при всех негативных входящих, не снизилась.

Налоги, коммунальные платежи, оплату охраны никто не отменял. Появляется мысль закрыть на предстоящие два года бизнес в Перми, а потом, когда вся эта подготовительная предъюбилейная кампания сойдет на нет, входить в рынок с новыми силами и средствами.

Женщина с горькой улыбкой говорит, что, может, и повезло владельцам тех нестационарных торговых объектов, которые они закрыли вследствие приснопамятной решетниковской реформы схемы размещения НТО. Люди «вышли в кеш», издержек сейчас не несут, переждут эти непростые времена. А кто-то и вовсе нашел новую нишу в бизнесе, к примеру, в интернет-торговле, когда одновременно и офисом, и складом может быть квартира.

В статусе же самозанятого (многие пермские предприниматели, закрыв в последнее время ИП, регистрируются в формате нового режима налогообложения и оптимизируют таким образом платежи в бюджет – авт.) получают не меньшую прибыль, чем те, кто работает сейчас как субъект малого предпринимательства даже при упрощенных налоговых режимах.

Бутерброд с колес

Впрочем, в этом году в Перми появились и интересные варианты ведения сезонного бизнеса в новом формате, или, точнее, не успевшем забыться старом. Как говорится, с колес. На улицах появились так называемые фудтраки. Это небольшие автофургончики, благодаря которым тот самый минимум: чашку кофе или чая, бутерброд или выпечку, чем можно перекусить на бегу, – можно купить из кузова.

По официальным данным, этим летом в Перми должны начать работу одиннадцать кафе-фургонов. В середине июня городская администрация впервые проведет аукцион, где разыграет для них места. Среди площадок – городская эспланада, «Завод Шпагина», пространства около ДК им. Солдатова и плавательного спорткомплекса «Олимпия», парк «Счастье есть» и так далее. Владельцы фудтраков говорят, что им интересно поучаствовать в торгах: победители смогут работать на площадках пять лет.

Кое-кто уже приноровился к такому бизнесу без всяких аукционов. Близ Центрального рынка уже несколько лет назад в таких передвижных торговых точках продавали и покупали мобильные телефоны, планшеты и прочую мелкую электронику. Сейчас в отдаленных районах Перми с колес торгуют почти всем тем, что ранее продавали в снесенных ларьках. Формат становится всё более популярным. Пришел он в нашу страну из Юго-Восточной Азии. В тех странах так бизнес ведут десятилетиями.

Приживутся ли мобильные продажи у нас – по крайней мере, складывается впечатление, что перспективы у них есть. Поживем – увидим. Тем более что альтернативных вариантов в непростой для предпринимателей период пока не прослеживается.

Николай Ставцев
info@zwezda.su



Новости Mediametrics: