Транспортная реформа сдает назад. Перевозчики готовы пойти в суд в случае сокращения бюджета

18 июня, 10:26


Коронакризис заставляет власти Перми сокращать бюджетные расходы на транспорт. Каковы риски такого решения?

Лето - период отпусков и пониженной политической активности. Неудивительно, что «подарки» от властей гражданам зачастую «приходят» именно в низкий сезон. Вот и сейчас стало известно о том, что администрация Перми намерена урезать бюджетные расходы на текущий финансовый год на 444 млн руб. Как утверждает «Коммерсант-Прикамье», сделать это предполагается в первую очередь – за счет сокращения расходов на общественный транспорт.

По данным издания, планируется сократить расходы на перевозки по муниципальным маршрутам автотранспортом (на 150 млн руб.) и электрическим транспортом, то есть трамваями (на 76 млн руб). Еще 100 млн руб. предполагается сэкономить на компенсациях хозяйствующим субъектам, которые возят пассажиров по проездным билетам.

Обоснование «секвестра» простое: экономические трудности, связанные с противоэпидемическими ограничениями. Депутат гордумы Перми, председатель комитета по городскому хозяйству Вячеслав Григорьев в разговоре осторожно заметил, что пока решение не принято: «Все решения будут обсуждаться на комитете по бюджету в четверг, 18 июня», - заметил народный избранник.

Он также привел аргументы “за” возможное урезание на транспорт. По словам Григорьева, пассажиропоток из-за коронавирусных ограничений в Перми снизился почти на треть по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. «Город стал меньше закупать транспортной работы, расходы естественным образом уменьшились, графики сократились, - отметил депутат. - Естественно, мы делаем так, чтобы были сохранены зарплаты и рабочие места». Он также напомнил, что из-за коронакризиса бюджет Перми, по расчетам мэрии, может недополучить порядка 3 млрд руб.

Потратить легче, чем подумать

В известной степени можно было бы принять доводы администрации и ее сторонников в городской думе. Коронакризис – медицинский и экономически факт. Однако не все позволяет так легко отнестись к планам чиновников. Стоит вспомнить только некоторые пункты транспортной реформы и то, сколько на них было затрачено средств из городской казны. В частности, это:

- закупка в 2019 г. 85 автобусов в целях обновления городского автопарка (стартовая цена проекта 880 млн руб.);

- закупка девяти трамваев у компании «Транспортные системы» (за 460 млн руб.);

- заключение новых контрактов с перевозчиками (по сообщениям СМИ, только подольское ООО «Автомиг» получило договора на 6 млрд руб.) 

Это лишь некоторые траты города на транспортную реформы, каждая из которых не раз и не два критиковались и депутатами, и экспертами, и общественностью. А были ведь еще затраты на разработку новой маршрутной сети, тарифного меню, АСУП (автоматическая система учета пассажиропотока) и электронной оплаты проезда.

Но, поскольку администрация города, выслушивает любые умные советы, но поступить все равно по-своему), реформа воплощается в жизнь. Чем она может обернуться при резком повороте к экономии?

«Дело в том, что нужно понимать детальную роспись по статьям данного сокращения. Тогда можно будет судить, - заметил в разговоре с “Капитал Weekly” владелец пермской компании-автоперевозчика «Вираж» Александр Богданов. – Если под сокращением затрат на перевозки автотранспортом подразумевается меньшее число рейсов и автобусов, то можно предположить последствия». В частности, бизнесмен указывает на условия контрактов: согласно им, сумму договора практически невозможно сократить. Максимум – уменьшить объем транспортной работы на 10% от изначального.

«Если городские власти выдержат планку в 10%, то им не грозит никаких юридических рисков. – рассуждает Богданов. - Если сокращение будет выше, то в контрактах это не прописано. Нужно, чтобы мэрия и дума готовили какое-то дополнительное соглашение, либо в одностороннем порядке принимали форс-мажорное решение».  

Но перевозчики из других регионов вряд ли пойдут на серьезные сокращения, они не для этого пошли на серьезные вложения в виде закупок нового транспорта, считает бизнесмен. И тут администрации могут грозить судебные риски. 

«Если эти сокращения бюджетов станут нормой, то для бизнеса встанет вопрос: стоит ли работать за другие деньги. Ведь они же сюда зачем-то пришли. Никто убегать не собирается, только начали работать. Сомнительно, что кто-то будет разбегаться, бросать контракты. Люди, которые пришли на пермский рынок с такими деньгами, явно имеют хороших юристов, не лыком шиты. Думаю за каждый штраф и каждое условие договора будут биться в судах и серьезно», - завершил свою мысль Богданов.

В каком настроении избиратель доедет до участка?

Мэрии и депутатам городской думе стоит подумать и о другом аспекте своего возможного решения. Автору этих строк неделю назад довелось ехать в переполненном 14-м автобусе, пассажиры которого (впервые за долгие годы) критически комментировали каждое действие кондуктора и водителя (остановка не в том месте, отсутствие информации в салоне). Кондуктору приходилось ежеминутно вносить пояснения («Эта остановка внедрена недавно, остальные все сохранены») и ссылаться на «высшую» власть: «Так решил «Гортранс», мы сами недовольны». 

Не совсем здоровая, но обоснованная нервозность пассажиров и в нынешнее сложное время может аукнуться совершенно неожиданно. «Влияние функционирования общественного транспорта всегда сказывается на политической жизни. Потому что у нас все-таки большая часть населения передвигается на транспорте, не все имеют личный автомобиль. Плюс город большой и разбросанный. А ведь Пермь - город-миллионник, избирателей здесь не одна сотня тысяч, так что такая нервозностью всегда влияет и на политические кампании, в том числе губернаторские», - напомнил в разговоре с обозревателем «Капитала» политтехнолог Андрей Денисенко. 

По его мнению, «мы видим общий ухудшающийся негативный социально-экономический фон. Понятно, что в ближайшее время он будет ещё тяжелее, особенно ближе к осени. Когда пойдет грязь, холода и дожди, все это помножится на коллапс экономики, то любой негативный городской фактор сможет повлиять на исход избирательной кампании».

Как считает эксперт, социально-политических осложнений можно было бы избежать, если бы администрация качественнее прорабатывала свои решения. Ведь вроде бы и цели декларируются правильные - «давайте устраним хаос из нескольких десятков перевозчиков, приведем двух крупных и будем держать отрасль под контролем», «давайте обновим все автобусы, пусть пермяки ездят на новых». «Но почему их не удалось довести до ума, мне неясно. Почему один из перевозчиков выводит на маршрут вместо заявленных новых автобусов какую-то старую рухлядь? Скандал в начале июня при запуске обновленных маршрутов и новых перевозчиков, показал полную импотенцию городских властей, неспособность решать элементарные вопросы», - подытожил Денисенко. 

А пока что депутатам Перми в ближайшие дни придется серьезно подумать перед голосованием по сокращению бюджета.

Родион Филин