80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
19.05.2025
16+
Архив

Об идее создания Волго-Камского макрорегиона. Эксперт разъясняет, почему Пермь ближе к Уралу, чем к Поволжью

Об идее создания Волго-Камского макрорегиона. Эксперт разъясняет, почему Пермь ближе к Уралу, чем к Поволжью
Кандидат географических наук, заведующий лабораторией «Регион» Естественнонаучного института при ПГНИУ Вячеслав Столбов – об идее создания Волго-Камского макрорегиона

Кандидат географических наук, заведующий лабораторией «Регион» Естественнонаучного института при ПГНИУ Вячеслав Столбов – об идее создания Волго-Камского макрорегиона.

– Необходимо ли в принципе группировать регионы такой страны, как Россия?

– Группировка необходима по нескольким причинам. Самый простой, наглядный и тривиальный повод: согласно научной организации труда и психологии, человек не может воспринимать как целое множество из более чем семи элементов. А у президента России таких подчиненных территорий 85. Очевидно, что индивидуально с каждой из них качественно работать невозможно.

Но даже не это главное. Субъекты Федерации очень разные: одни громадны по территории и населению (Красноярский край, Якутия, Москва), другие очень малы (Севастополь, Республика Алтай, Ингушетия и т. д.). Но все они сами по себе хозяйственно беспомощны. Целостные, более или менее завершенные хозяйственные комплексы функционируют только в их объединениях.
Мелкий, но наглядный пример: Москва планирует вывозить свой мусор в Архангельскую область, потому что у нее нет места для создания безопасного полигона, а Подмосковье отказывается принимать не свои отходы. Еще более масштабные связи действуют между субъектами страны в сфере энергообеспечения, сырья, топлива, комплектующих, продовольствия, потребительских товаров и т. д. Например, Пермский край – единственный энергоизбыточный регион Урала, а в Поволжье почти все таковы.

Поэтому успешно развиваться и решать общенациональные проблемы (если хотите, реализовывать нацпроекты) субъекты Федерации могут только во взаимодействии и координации своих планов. Не говоря уже о том, что этого требуют межрегиональные проекты: высокоскоростные магистрали, транспортные коридоры. Неуспех подобных проектов и кроется в неумении организовать взаимодействие.

Поэтому все крупные государства (США, Канада, Китай и прочие) имеют научно обоснованную сетку крупных экономических районов – макрорегионов, которая используется в системе государственного планирования.

– Пермский край уже сейчас входит в состав Приволжского федерального округа. Не является ли еще один принцип группирования регионов избыточным?

– Система федеральных округов – изобретение исключительно политическое и, по большому счету, вредное для настоящей экономики. Она создавалась для противостояния самостоятельности действительно сильных и самодостаточных территорий, это реальное воплощение принципа «разделяй и властвуй». В итоге Пермский край фактически повернулся спиной к своему реальному хозяйственному и историческому партнеру – Уралу. С этим, скорее всего, и связаны наши крайне неудачные экономические итоги. Это в окружении слабеньких партнеров по Поволжью (Марий Эл, Мордовия, Кировская область) мы успешны, а если сравнить с уральскими территориями, получится душераздирающее зрелище.

– Насколько целесо­образным является включение Пермского края в состав Волго-Камского макрорегиона, то есть объединение с регионами Поволжья? Не было бы более рациональным присоединение Пермского края к уральским регионам?

– Да, у нас есть связи с Поволжьем, но уральские, на мой взгляд, важнее и значимее. Недаром бывший губернатор Свердловской области Эдуард Россель говорил, что Пермская область – это ворота для Урала в мир и Европу. Мы перекрываем важнейший транспортный коридор (самую низкую часть Уральских гор), связывающий восток и запад страны.

Исторически Пермский край – родина горнозаводской уральской промышленности. У нас было построено первое предприятие цветной металлургии страны, горных заводов и горнозаводских поселений у нас было больше, чем в каком-либо другом регионе Урала, мы родина алмазодобывающей отрасли России. В общем, мы – «родина слонов»... и «слоны» эти преимущественно уральские, а не поволжские.

Макрорегионы входят в систему стратегического планирования государства, и они нужны. Но определение их количества, состава и границ требует реального научного обоснования. А вот этого обоснования ни в одной стратегии и нет.

Текст: Татьяна Андреева

Фото: пресс-служба ПГНИУ