Китайцы уже крадут. Проект салона нового российско-китайского самолета удивительно схож с отечественной разработкой трехлетней давности — Звезда

Китайцы уже крадут. Проект салона нового российско-китайского самолета удивительно схож с отечественной разработкой трехлетней давности

2018 , 15:15

На закончившейся в воскресенье грандиозной авиавыставке Airshow China – 2018 в китайском Чжухае не обошлось без скандалов. Демонстрацию макета салона разрабатываемого российско-китайского широкофюзеляжника CR-929 многие мировые СМИ назвали событием в области гражданской авиа­ции, но даже главное в этом пластмассовом 22-метровом макете — дизайн салона китайцы украли у россиян. Страшно представить, что же будет с разрабатываемым в Перми двигателем?!

Никто не ожидал подвоха

Хотя самолет разрабатывается совместно российской Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и Китайской корпорацией гражданского авиастроения (COMAC), за салон отвечают китайцы. 

Представленная внутренность будущего дальнемагистрального авиалайнера приятно поражала комфортом: два ряда кресел первого класса, три ряда – бизнес-класса и четыре ряда – эконом-класса, включая современную развлекательную систему и внутреннее оформление в китайском и русском стилях, сочетающее комфорт и инновации.

На сайте ОАК отмечалось, что макет, показанный в Чжухае, «позволяет продемонстрировать потенциальным заказчикам и будущим пассажирам преимущество комфорта салона для пассажиров экономического класса по сравнению с самолетами аналогичного класса. Он также отражает концептуальный дизайн кабины самолета CR-929». Как говорится, рекламировали работу стратегических партнеров, как могли, не ожидая подвоха.

Однако российское опытно-конструкторское бюро «Атом» в первый же день Airshow China – 2018 выступило с утверждением, что презентованный в Чжухае дизайн – на самом деле его разработка. Как заявил гендиректор и главный инженер ОКБ «Атом» Максим Кузин, ОАК и COMAC позаимствовали дизайн, не уведомив авторов. По его версии, еще в 2015 году в Шанхае бюро «Атом» представило на тендер свой проект, до мелочей напоминающий дизайн CR-929, который с гордостью демонстрировали китайцы в Чжухае.

По словам директора бюро, юридические меры предпринимать они не намерены из-за полнейшей их бесполезности. «Просто мы видим, на каком высоком уровне ведется подобная игра, – посетовал Кузин. – Если подход с их стороны такой, то взаимодействие в будущем бесперспективно».

Собственно разработчик, генеральный дизайнер «Атома» Алексей Маслов, сдерживался меньше. «Как бы сказать помягче?.. Я в изумлении от такой беспардонной наглости, – заявил он. – Это как минимум странно для такой серьезной организации, в которой работают такие уважаемые люди. В глубине души я всё еще надеюсь, что это ошибка и нас просто забыли упомянуть как разработчиков».

Доказать очень сложно, так что в суд не пойдут

По утверждению российского дизайнера, сходство макета CR-929 с разработкой «Атома» можно отследить «практически по всем элементам».

– Мы увеличили место для каждого пассажира, вместительность салона, объяснил Маслов. – Сходство по всем очертаниям и формам, вплоть до обивки и подушки. Найди десять отличий, что называется, – с горечью добавил он.

Авторы китайского макета просто поменяли некоторые элементы, ну и получили как бы свой дизайн…

В ОАК, разумеется, возразили, что дизайн полностью выполняли китайцы и ничего общего в разработке «Атома» с макетом нет.

Как подтвердил один из профильных сотрудников ОАК, «основную работу по разработке макета вели китайцы. Причем пока это только макет, – сказал он. – Но я не нахожу ничего общего. «Атом» у себя на сайте разместил огромный материал со всеми картинками, со всеми мельчайшими подробностями. Этот материал видели не только китайцы, этот материал видел весь мир».

Доказывать вещи такого рода очень сложно. По словам главного пострадавшего, Маслова, «дизайн очень удобно заимствовать. Немного видоизменяешь наклоны, углы и по факту получаешь другой дизайн. То есть это практически недоказуемо». Поэтому в суде этот спор, по всей видимости, решаться не будет.

По схожей причине в свое время так и не состоялась тяжба по поводу сходства «Конкорда» с советским сверхзвуковым Ту-144, о которой много говорили в тогдашней прессе. Дела по плагиату, связанному с дизайном, в юридической практике традиционно считаются одними из самых сложных.

Конечно, не исключено, что «Атом» и производители самолета после выставки все-таки найдут компромисс, время есть. Но скандал, что называется, весьма симптоматичен.

При этом России и деваться-то некуда. Для нас CR-929 – возможность завершить основную линейку пассажирских самолетов, в которой уже есть ближнемагистральный «Суперджет» и скоро должен встать в строй среднемагистральный МС-21. А для широкофюзеляжника необходимым условием является наличие крупного рынка в виде Китая и других восточноазиатских стран. Ведь понятно, что, даже создавая хорошие пассажирские самолеты, наша страна будет испытывать трудности с продажей их куда-то, кроме «Аэрофлота» и субсидируемых государством авиакомпаний, – мировой рынок давно и прочно поделен между «Боингом» и «Эрбасом».

Даже в случае с «Супер­джетом» до недавнего времени еще можно было добавлять «или между Embraer и Bombardier», но американский и европейский гиганты исправили это упущение, поглотив специализирующихся на региональных самолетах бразильцев и канадцев. Так что либо созданное год назад российской и китайской корпорациями совместное предприятие CRAIC (China-Russia Commercial Aircraft International Corporation Co., Ltd.), выполняющее функцию оператора программы CR-929 (в том числе отвечает за производственную часть), прорвет эту глухую оборону, либо этого не сможет сделать уже никто.

Интерес Китая прост и понятен – это, прежде всего, возможность с помощью российской инженерной школы создать пассажирский самолет, соответствующий мировым стандартам качества. У самостоятельных китайских разработок с этим проблемы. По крайней мере, региональный китайский ARJ21, который давно прошел испытания и теоретически имеет большой портфель заказов, пока выпускается в единичных экземплярах. Условный китайский «одноклассник» МС-21 – C919 тоже сейчас проходит испытания параллельно с российским аналогом. Потом товарищи из Поднебесной закупят пару свеженьких МС-21,возможно, даже с двигателями ПД-14 на крыле, – а дальше вы знаете.

В Китай опасно даже макеты привозить

Что с этим делать – пока неясно. Хочется верить, что конструкторы пермского «Авиадвигателя» заложат в ПД-35 некую волшебную кнопку, срабатывающую против любопытных китайских инженеров с отвертками в руках, но на практике это вряд ли осуществимо.

…А пока Россия делает вид, что всё хорошо, и на Airshow China – 2018 объединенная российская экспозиция была самой крупной после китайской, занимая около 1,5 тысячи квадратных метров. На ней были стенды 14 предприятий – крупнейших российских разработчиков и производителей продукции для Военно-воздушных сил, войск ПВО и космоса. В том числе в экспозиции принимали участие ведущие холдинги Ростеха: Объединенная двигателестроительная корпорация, «Вертолеты России», КРЭТ, «Швабе». Всего были показаны более 200 различных изделий, в том числе ОДК впервые после получения российского сертификата типа продемонстрировала за рубежом разработанный в Перми гражданский двигатель нового поколения ПД-14. Макет, надо полагать. В Китай вообще уже никто ничего, кроме макетов, больше не возит. А то ночью, пока посетителей нет… ну, сами понимаете. Охранники-то китайские.

По словам главы госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова, под «крылом» которого теперь и «Авиа­двигатель», и «Пермские моторы», и «Мотовилихинские заводы», выставка в Чжухае «входит в пятерку крупнейших авиакосмических салонов в мире и оказывает большое влияние на глобальные тренды развития мировой авиации». «При этом азиатский рынок для нас – один из ключевых, а Китай является крупнейшим стратегическим партнером России в регионе. На сотрудничество с КНР приходится более 15 процентов портфеля заказов Ростеха и Рособорон­экспорта в сфере продукции военного назначения. Мы также наращиваем сотрудничество в области совместных гражданских высокотехнологичных разработок, например, тяжелый вертолет AHL или широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет», – заявил он.

Так что игра идет по-крупному, и интрига вокруг CR-929 еще только начинается.

Текст: Алексей Клочихин

Фото: из открытых источников



Новости Mediametrics: