Вчера – сегодня – завтра
В оформлении слогана «ВЧЕРА вершилось подвигом – СЕГОДНЯ создают герои – ЗАВТРА выбираем мы» на билбордах мы видим стилизацию буквы «Z» и цвета георгиевской ленточки. Ключевой элемент – фотографии участников Великой Отечественной и СВО, героев трудового фронта и врачей, спасающих жизни и здоровье россиян на Донбассе.
Эти символы времени скрепляют единой нитью нашу историю, наше настоящее и наше будущее. 80 лет Великой Победы мы отмечали 9 мая 2025 года. Подвиг наших дедов и прадедов защитил нас от нашествия фашистов. Наши отцы и братья сейчас бьются за Родину на СВО, и в честь них 2025-й год решением президента объявлен Годом защитника Отечества. Все они сражались за наше будущее, которые мы выбираем, голосуя на выборах.

Важный момент – фото героев на билбордах подобраны не просто так. Все они – либо члены избирательных комиссий, либо их родственники. Напомним, год назад Избирательная комиссия Пермского края присвоила участковой избирательной комиссии №1633 имя сержанта Виктора Ефремова, погибшего на СВО.
«Наш долг – сохранить память о подвиге героя, рассказать о нем подрастающему поколению», – так объяснили свое решение в крайизбиркоме.
Билборды 2025 года – продолжение этого горького, но столь нужного рассказа.
– Не секрет, что ветераны активнее всего участвуют во всех выборах. И лица участников СВО из числа членов комиссий и особенно героев Великой Отечественной войны несомненно отзовутся в наших сердцах. Считаю правильным и полезным активно размещать на плакатах на улицах наших городов имена и фотографии наших героев. Ведь это наше прошлое и настоящее, без которого нет будущего, – говорит председатель Пермского краевого совета ветеранов Надежда Максютенко.
Ее точку зрения разделяет участник СВО Александр Григоренко.
– Как участнику СВО отрадно, что крайизбирком использовал в своей информационной работе тематику героев. Сегодня они есть и среди членов комиссий: врачи, оказывающие помощь на фронте, сами участники СВО. Но главное, что у избиркома получилось органично соединить тематику выборов, год героя Отечества и юбилей Победы в Великой Отечественной войне. Важно не только помнить прошлое, чтить настоящее, но и выбирать правильный путь в завтра. Думаю, что все наше братство отметит и оценит эту работу комиссий. Это патриотично и смело! – сказал он.
Связь истории и поколений – то, что помогает нам ориентироваться в непростом сегодняшнем дне и четко понимать, что от нашего выбора зависит день завтрашний.
Всего в Пермском крае информация о выборах размещена на 715 билбордах и 18 медиаповерхностях.
Тем временем, первым зарегистрированным Избирательной комиссией Пермского края кандидатом в губернаторы на выборах главы региона стал Дмитрий Махонин, баллотирующийся от регионального отделения партии «Единая Россия».
Крайизбирком проверил документы, представленные на выдвижение и регистрацию, а также сведения о трех кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации. По результатам проверки листов поддержки кандидата на должность губернатора Пермского края муниципальными депутатами, все представленные Дмитрием Махониным 50 подписей депутатов дум из всех 43 муниципальных образований Пермского края признаны достоверными.
Также успешно прошли этап регистрации, собрав достаточное количество подписей депутатов в свою поддержку кандидаты Олег Постников (ЛДПР), Ксения Айтакова (КПРФ), Людмила Караваева («Партия пенсионеров»), Денис Шитов («Новые люди»). Все они предоставили по 50 подписей муниципальных депутатов в поддержку своего выдвижения, собранные, как того требует закон, не менее, чем в 33 муниципалитетах региона.
Не справились со сбором подписей и получили отказы в регистрации Вячеслав Лучников (СРПЗП), Максим Гашев («Партия за справедливость!»), Михаил Дьячков («Коммунисты России»), а также самовыдвиженцы Александр Зинин и Егор Гилев. Александр Запивалов не сдал документы на регистрацию и утратил статус кандидата.
Прикамские общественники создали Штаб поддержки Дмитрия Махонина
В состав штаба вошли порядка 200 человек – участники СВО, военнослужащие, промышленники, представители общественных организаций, медики, учителя, спортсмены, молодежь из краевого центра и муниципалитетов.
Сопредседателями Штаба общественной поддержки стали доктор медицинских наук Юлия Каракулова, почетный гражданин Пермского края Василий Цыганков, ветеран СВО Даниил Степанов, многодетная мать Наталья Шпак и исполнительный директор баскетбольной «Пармы» Михаил Дмитриев.
На предложение общественников войти в состав штаба откликнулись те, кто пользуется авторитетом среди коллег. Например, главврачи Дмитрий Антонов и Анатолий Касатов, ректоры Людмила Дробышева-Разумовская и Игорь Орлов, президент пермской галереи Надежда Беляева, представитель РСБИ Владимир Любровских, который был доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.
Как было объявлено, члены Штаба общественной поддержки намерены на встречах с избирателями рассказывать о предвыборной программе кандидата в губернаторы Дмитрия Махонина и получать от людей обратную связь о кандидате. «На первой встрече рассказали о штабе, обсудили меры поддержки многодетных семей, развитие здравоохранения, промышленности, массового спорта, поддержки участников СВО», – рассказала Юлия Каракулова.
Напомним, что на выборы губернатора Пермского края выдвигались 11 кандидатов. Помимо Дмитрия Махонина это Олег Постников, Ксения Айтакова, Денис Шитов, Людмила Караваева, Максим Гашев, Вячеслав Лучников, Михаил Дьячков и еще три самовыдвиженца. На момент подготовки публикации редакция не располагала информацией о создании общественных штабов в поддержку указанных кандидатов.
Коллективная агитация
В эпоху позднего СССР избирательное законодательство претерпело изменения после принятия Конституции 1977 года. Впервые в истории нашего государства право агитировать было закреплено на конституционном уровне. А в 1978 году был принят закон «О выборах в Верховный Совет СССР», который четко обозначил нормативные рамки избирательных кампаний.

В стране запрещались прямые или косвенные ограничения избирательных прав по половым, возрастным, социальным, расовым, национальным, образовательным, религиозным и профессиональным признакам. Устанавливался порядок участия граждан в подготовке и проведении выборов через общественные организации, трудовые коллективы, собрания военнослужащих по воинским частям, предвыборные собрания избирателей.
Граждане могли реализовать это право посредством выдвижения кандидатов в депутаты, свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов и агитацию на собраниях, в печати, по телевидению, на радио. Общественные организации, трудовые коллективы, собрания военнослужащих по воинским частям должны были оповещать граждан о выдвинутых кандидатурах в СМИ – через печать, телевидение и радио.

Объединения граждан обладали правом поддерживать кандидатов в депутаты, выдвинутых другими объединениями граждан. Этим расширялись возможности агитации за кандидатов еще до того, как они были зарегистрированы в избирательных комиссиях. Также общественные организации республиканского, краевого, областного, городского уровня обладали правом в рамках избирательных округов обсуждать выдвинутые кандидатуры на предвыборных совещаниях представителей организаций, трудовых коллективов и воинских частей.
Нормы закона о выборах предполагали высокие требования к репутации кандидатов, так как объединения граждан имели право отменять решение о выдвижении или поддержке выдвижения кандидата в депутаты в любое время до выборов. Для встречи с кандидатами общественные организации могли созывать собрания избирателей, которые имели характер предвыборной агитации.
Любопытно, что в соответствии с законом о выборах 1978 года основным субъектом предвыборной агитации выступали общественные организации и трудовые коллективы. Граждане могли реализовать свое право на предвыборную агитацию лишь посредством пассивного участия в предвыборных мероприятиях.
Такая возможность предоставлялась и кандидатам в депутаты, которые обладали правом участвовать и выступать на предвыборных собраниях, совещаниях, митингах, в печати, на телевидении и радио. При этом право на организацию предвыборных собраний и митингов было предоставлено только общественным организациям и трудовым коллективам, а не самим кандидатам.
Как видим, в те времена отрываться от коллектива было чревато крахом политической карьеры. Трудовой, впрочем, тоже. Кроме того, 6-ая статья Конституции прямо закрепляла за КПСС руководящую и направляющую роль в советском обществе. Конечно же, это во многом предопределяло результаты избирательных кампаний. Например, с 1966 по 1984 год на выборах в Верховный Совет СССР блок коммунистов и беспартийных получал от 99,74 до 99,89 процентов голосов избирателей. Явка избирателей варьировалась от 99,94 до 99,99 процентов.
В конце 80-х в рамках перестройки, инициированной генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым, были внесены поправки в Конституцию, касающиеся вопросов выборов, а также принят новый закон «О выборах народных депутатов СССР». В 1989 году на выборах в Верховный Совет по-прежнему доминировали коммунисты, но в числе депутатов оказались и демократически настроенные депутаты. Наиболее либеральные составили оппозиционную межрегиональную депутатскую группу.
Коммунисты и комсомольцы еще пытались адаптироваться к стремительно меняющимся запросам общества. Так, бюро Пермского обкома ВЛКСМ в 1989 году в обращении ко всем избирателям области призывало к созданию молодежных и студенческих кооперативов, открытию кооперативных школ и дошкольных детских учреждений. Но было поздно, всего через два года жители РСФСР выбрали первого президента, поддержав Бориса Ельцина. И встретили 1992-й год в новой стране.