СВО
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
300 историй Перми
26.04.2024
16+
Архив

Северный обход Перми и дорогу Кунья — Губаха планируется ввести в строй в 2028 году

Северный обход Перми и дорогу Кунья — Губаха планируется ввести в строй в 2028 году
Новая автомагистраль позволит транзитному транспорту выезжать с трассы Березники — Пермь прямиком на трассу М-7 «Волга»

Прошедший в краевом Законодательном собрании круглый стол по предварительному обсуждению перечня объектов автодорожного строительства, подготовленного краевым правительством для последующего включения расходных обязательств на них в проект бюджета на 2019–2021 годы, вышел за рамки простой презентации. Ведь разговор пошёл не только о новых или вводимых в будущем году объектах, но и о дорожной политике властей в целом.

В рамках преемственности 

Депутаты постоянно критиковали краевое правительство за то, что строительные перечни оно вносит в ЗС вместе с проектом бюджета на новую трёхлетку. И народные избранники не имели возможности изменить эти росписи, потому что финансирование этих строек было уже «вшито» в проект бюджета. Если какие-то объекты включать или исключать, в таком случае необходимо по новой пересчитывать весь бюджет. Поэтому утверждение перечней объектов автодорожного и капитального строительства объектов общественной инфраструктуры в последние десять лет носило формальный характер. Поговаривают, именно из-за того, что все решения по поводу строек принимались в правительстве, а депутаты не могли на них влиять даже в режиме работы профильного комитета по развитию инфраструктуры, из него в прошлом созыве ушли два весьма влиятельных и компетентных депутата — Юрий Борисовец и Алексей Луканин.

Однако губернатор Максим Решетников прислушался к пожеланиям и решил вернуть депутатам возможности для работы с этими перечнями. Нынче впервые был предложен формат «нулевого чтения» для обсуждения данных планов. Поскольку по регламенту такой режим не предусмотрен, то официально это был круглый стол. Но всё остальное было по-настоящему.

В частности, при презентации предварительного перечня объектов автодорожного строительства, подготовленного для последующего включения расходных обязательств на эту тему в проект бюджета на 2019–2021 годы, разговор получился весьма долгим и насыщенным. Потому что перечень включал в себя не только переходные объекты, которые будут вводиться в эксплуатацию «со дня на день», если так можно выразиться… о будущем годе. Он содержал описание в том числе и крупных строек, чья реализация далеко за горизонтом сегодняшнего планирования.

Но в первой части своего доклада министр транспорта Николай Уханов сделал акцент на преемственности политики в сфере автодорожного строительства. Ведь ещё со времён губернаторства Олега Чиркунова реализуется один масштабнейший проект — Восточный обход Перми, где теперь планируется вторая очередь строительства на участке 4-й — 9-й километр.

При Викторе Басаргине начались строительство обхода Чусового, реконструкция трассы Соликамск — Березники и других дорог. И как подчеркнул министр, в связи с тем, что инвестиционные планы прошлого года были исполнены в срок, минтранс выполняет задачи на текущий год, а также готов обсуждать планы на будущее.

Стройки века

Среди будущих планов самая крупная тема — это Северный обход Перми.

Ещё год назад предполагалось, что с этой стороны будет проложена железнодорожная ветка, а рядом — автодорога. Однако давно не слышно новостей о планах по поводу выноса железнодорожных путей из центра Перми и организации железнодорожного сообщения со стороны Верхнекамья в объезд краевого центра. А автомобильная дорога в документах появилась.

И хотя Северный обход в интерпретации Уханова начинается с Пальников, но на картографическом материале развязка намечена значительно севернее — выше деревни Залесной Добрянского района. Далее новая дорога идёт в обход Гайвы и выходит на улицы Якутскую, Светлогорскую и далее на трассу Пермь — Краснокамск. Есть и второй вариант, но более затратный: дорога идёт в обход Гайвы, потом уводит в сторону Оверят и замыкается на обходе Краснокамска.

По словам министра транспорта, новая магистраль позволит транзитному транспорту из Березниковско-Соликамского промышленного узла, а также из Губахи и Чусового выезжать с трассы Березники — Пермь прямиком на трассу М-7 «Волга», минуя краевой центр. Протяжённость участка составит 28,8 километра, ориентировочная стоимость проектно-изыскательских работ – 559 миллионов рублей, самого строительства — 18–19 миллиардов рублей. Поскольку у правительства пока нет определённости ни по поводу количества полос (две или четыре), ни относительно точки врезки участка в другую магистраль (улица Якутская Перми или обход Краснокамска), то, выражаясь словами Уханова, «нет смысла вкладываться полным рублём». На следующий год предусмотрена лишь разработка технико-экономического обоснования проекта Северного обхода. Эти работы включены в автодорожный перечень и оценены в 67 миллионов рублей.

Есть и другой объект, который значим для бизнеса, особенно для губахинского «Метафракса», где сегодня реализуется большой проект по созданию нового производства. Это автодорога Кунья — Губаха, которая впервые облечена в план.

Протяжённость участка составит 54 километра. Экономический эффект — сокращение пути из Губахи в Пермь на 70 километров. В следующем году планируется выполнить технико-экономическое обоснование, на что запланировано 25 миллионов рублей. Проектные работы оцениваются в 270 миллионов. А общая стоимость строительных работ не указана. Видимо, чтобы не пугать народных избранников до поры до времени.

Заметим, что и Северный обход Перми, и дорогу Кунья — Губаха минтранс планирует сдать к 2028 году...

Опасные тренды 

В перечень включено еще множество дорог и сооружений. Есть семь мостовых переходов, есть реконструкция дороги Барда — Куеда, есть большое количество дорожных участков, которые требуют срочного ремонта, поскольку недавно переданы муниципалитетами региону. Кстати, реализация такой дорожной политики — а она началась с прошлого года — всегда позитивно оценивалась как местными властями, которые по причине хронического безденежья просто не в состоянии вкладывать средства в нормативное содержание дорог, так и региональными, которые зарабатывают себе на этом имиджевые плюсы в глазах населения.

Однако Елена Зырянова, председатель комитета по бюджету краевого парламента и депутат от северных районов Коми округа, неожиданно подвергла такой подход жёсткой критике. Она заявила, что обеспокоена новыми трендами, когда, вместо того чтобы распределять муниципалитетам субсидии, краевая власть просто забирает дороги и сама их ремонтирует. По словам Елены Владимировны, у такой практики свои негативные стороны и ограничения. Ведь в этом случае подрывается дееспособность муниципалитетов и со временем они совсем разучатся работать в этой тематике. А во-вторых, проблемных дорог в Пермском крае столь много, что минтранс в одиночку их все не отремонтирует, его на всё просто не хватит.

Поэтому глава комитета предложила ещё раз подумать, нужна ли такая практика. И настояла, что приёмка дорог в региональную собственность должна идти не по принципу того, что тот или иной объект нуждается в ремонте. Опираться же, по мнению депутата, следует на общероссийское законодательство, где чётко прописано, какие дороги должны передаваться в ведение субъекта Федерации, а какие — оставаться путепроводами местного значения.

Поскольку выступление Зыряновой носило скорее риторический характер, развивать тему не стали. Под конец депутаты поддержали плановые показатели инвестиционной программы автодорожного строительства, а также выразили желание посетить строительство дорожного обхода Куеды. Этот многострадальный объект народные избранники пытались включить в перечень ещё в предшествовавшем созыве, но краевая власть была против, поскольку необходимо было строить путепровод через железнодорожные пути. Нынешняя команда согласилась, что объект нужен. Работы уже начались, новая дорога будет построена в следующем году.

Текст: Евгений Плотников
Рисунок: Дмитрий Кононов
Фото: открытые источники