Как изменится работа пермских служб такси после принятия закона об обязательном страховании пассажиров? — Звезда

Доверие на два миллиона

2018 , 17:29

Госдума РФ рассматривает законопроект о страховании жизни пассажиров такси на 2 миллиона рублей. Сейчас максимальная выплата, на которую может рассчитывать пострадавший клиент, составляет 500 тысяч. Закон, вероятно, вступит в силу уже в 2019 году. «Капитал-Weekly» анализирует, какое влияние окажет новый закон на насущные проблемы, связанные с работой перевозчиков.

Ответственность в денежном эквиваленте

Программа страхования жизни водителя и пассажира уже работает в некоторых онлайн-сервисах, таких как Uber и «Яндекс.Такси». По статистике «Яндекс.Такси», на 1 миллион поездок, заказанных в компании, приходится один-два страховых случая. Возможно, вскоре работать в подобной системе должны будут все перевозчики, включённые в реестр министерства транспорта.

Главный юрисконсульт юридического агентства Legal NS Максим Федурин считает, что законопроект не решает проблему массовых нарушений в этой сфере:

— Законопроект нацелен на то, чтобы перевозчики, которые оказывают услуги легкового такси и включены в реестр, индивидуальные предприниматели или юрлица заключали договор страхования жизни, здоровья и имущества пассажиров на 2 миллиона рублей. Сейчас ответственность ограничена 500 тысячами рублей по здоровью и 400 тысячами рублей по имуществу в соответствии со страховкой ОСАГО. Увеличение страховых выплат, конечно, даст нагрузку на перевозчиков. Возможно, меньше людей станет заниматься лицензированной деятельностью, а количество нелегальных таксистов, напротив, возрастёт. Вероятно, увеличится и стоимость поездки. Ведь дополнительные расходы должны будут как-то компенсироваться.

Инициатива властей нацелена на повышение ответственности водителей и перевозчиков, но она не искоренит проблему нелегалов. Многие спокойно работают в такси без лицензий, они не зарегистрированы как ИП или юрлицо. Например, неясна ситуация с агрегаторами, которые исполняют функции диспетчерских служб и не подпадают под понятие «перевозчик». ФАС неоднократно обращала внимание на то, что они используют название «такси», но при этом являются лишь диспетчерской службой. А «такси» в понимании закона — это лица, имеющие разрешение на оказание услуг перевозок и включённые в реестр министерства транспорта.

Уже были прецеденты, когда в суде прекратили деятельность недобросовестного агрегатора, который не вёл никакого контроля за наёмными таксистами. Сейчас существует проект постановления пленума Верховного суда, касающийся возложения ответственности на агрегаторов, но пока он не принят и вся ответственность полностью лежит на водителе.

— Считаю, прежде чем внедрять закон о повышении суммы страховых выплат, — добавил Максим Федурин, — нужно легализовать все работающие такси и дать возможность им конкурировать. А когда одни работают нелегально и их услуги ниже по стоимости, а цены легальных такси выше, конкуренции просто нет. 

Шашечки обязывают

Сейчас в сфере такси должны работать определённые требования законодательства, которые редко соблюдаются. Владелец транспортного средства как источника повышенной опасности несёт ответственность перед пассажирами. Страховка ОСАГО эту ответственность покрывает. Если произошёл случай ДТП с участием такси, то пассажир имеет право претендовать на выплату.

По закону, в кабине водителя, который оказывает лицензионные услуги, на передней панели легкового такси должна размещаться информация о перевозчике, условия оплаты за пользование такси, визитная карточка водителя, разрешение на оказание услуг, контактные данные перевозчика и правила пользования транспортным средством. Мало того, все автомобили такси должны иметь опознавательные знаки — цветовое оформление кузова, «шашечки» на бортах и фонарь на крыше. Сложно сказать точно, у скольких автомобилей такси в Перми всё это присутствует.

Из первых уст

Многие водители подчёркивают, что работа в такси сейчас приносит больше сложностей, чем заработка. Водитель Максим работал в разных службах такси около трёх лет. Ушёл, потому что доход постепенно начал падать. Максим подробнее рассказал о своей работе.

— Расскажите, какие расходы несёт водитель такси?

— Плата диспетчеру, бензин, на который чаще всего уходит четверть от выручки, амортизация автомобиля и его поддержание в должном состоянии. Мне нравилась моя работа, нравилось общаться с разными людьми и довозить их до пункта назначения. Первое время всё было отлично, но по истечении какого-то времени мои доходы резко поползли вниз.

— С чем вы связываете падение доходов?

— После того как появились агрегаторы с низкой стоимостью заказов, такие как «Яндекс», Uber и Gett, работать в такси стало невыгодно. Некоторые агрегаторы платили водителям просто за то, чтобы они не брали заказы других операторов. То есть ты вышел на линию, повисел на ней три часа, никуда не ездил и получил 700 рублей. Остальным компаниям, чтобы не быть вытесненными с рынка, пришлось снижать расценки до «уровня пола» и ниже. Доходы таксистов, соответственно, резко снизились. А после того как вырос доллар, цены на запчасти и различные комплектующие для автомобилей взлетели в 2 раза. Денег у людей стало меньше, и таксисты начали работать просто на кабальных условиях, за гроши. У многих не было лицензий. Я ушёл вскоре после эпизода, когда мой коллега ещё остался должен работодателю после трудовой смены.

— Насколько сложно было начать работу?

— Когда я работал, достаточно было прийти в офис, заполнить анкету, и всё — ты таксист. Сегодня можно просто скачать из Интернета специальную программу и начать работать, обладая только правами. Так, сегодня по городу ездит множество нелегальных таксистов без лицензии. В России достаточно людей без работы — в этом проблема, они готовы работать за копейки.

— Что вы думаете о возможном принятии закона о страховании клиентов такси на 2 миллиона рублей?

— Нагрузку на водителя увеличивать просто уже некуда, поэтому я думаю, что полезет вверх цена заказа и увеличится число людей, которые работают нелегально или полулегально. Вопрос не в том, какие меры вводить, а в том, как реализовывать такой закон. Даже те нормы, которые сейчас есть, я считаю вполне достаточными, но они не выполняются. В теории водитель такси должен иметь ОСАГО, лицензию, а при выходе на линию — путевой лист с пройденным медицинским осмотром и предрейсовым техническим осмотром автомобиля. Практически все таксомоторные компании на самом деле таковыми не являются. Это просто компании по предоставлению информационных услуг. И случись что с пассажиром, все претензии будут только к водителю. Закон сам по себе, может быть, и неплох, но неясно, как он будет реализован в нынешних условиях.

Кстати, некоторые эксперты отмечают, что в идеале служба такси должна стать муниципальной, как это принято в некоторых странах. Например, в ОАЭ и Франции, где наряду с частными работают государственные службы. Возможно, тогда уровень безопасности пассажиров станет выше, а система контроля — более действенной.

Текст: Арина Тетерина
Фото: Владимир Бикмаев



Новости Mediametrics: