СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
15.01.2025
16+
Архив

Благодаря Интернету пермские предприниматели открывают новые ниши рынка

Благодаря Интернету пермские предприниматели открывают новые ниши рынка
Как проект домашнего издательства стал реальностью

Футуролог Элвин Тоффлер в 1980-х годах предположил, что в момент перехода к новому типу общества — сверхиндустриальному — появится множество новых организационных форм бизнеса, «электронные кооперации». Эти идеи вспоминаются во время беседы с Ольгой Скребейко. В интервью изданию «Капитал Weekly» Ольга рассказала о том, как вместе с мужем Александром они создали уникальный продукт и как устроен творческий проект «Домашнее издательство Скребейко». 1 июля исполнилось два года с того момента, когда, по словам его авторов, из стадии мечтания и планирования проект перешёл к действию и празднованию.

Объединение множеств

— Почему возникла идея создать издательство онлайн?

— Мы с мужем, как это модно сейчас называть, серийные предприниматели. Довольно много проектов запускали, пробовали, ошибались, продавали предыдущий бизнес и начинали новый. Набирались опыта, постоянно находясь в предпринимательском процессе с разной степенью успешности. Мы вместе проводили в Перми проект «Дозор», открывали кафе. До встречи с мужем у меня был компьютерный клуб, я покупала франшизу танцевальной школы. Одним словом, много было опыта, который так или иначе вел нас к нынешнему проекту. Домашнее издательство родилось на стыке трёх главных увлечений: любви к чтению книг, занятия письменными практиками и коучинга. Я получила диплом коуча лет 10 назад, когда ещё никто не знал, что это такое. Сегодня коучами себя называют слишком многие. В письменных практиках я вижу ресурс саморазвития. Мне нравится помогать людям смело реализовывать свои замыслы. Всё это сплелось в идею рабочих тетрадей. Для создания этого продукта я привлекла сильных авторов, собрала их разработки, соединила с письменными практиками. Получился комплекс методик, представленных в оригинальной форме, — он может помочь человеку раскрывать свои таланты, расти как профессионально, так и личностно. Практики, оформленные в виде блокнотов, оказались более полезными, чем вебинары и тренинги, которые я проводила раньше.

Идея пришла не сразу. Когда родился первый сын, мне впервые захотелось создать такие вот блокноты, посвященные альтернативному подходу к воспитанию детей. Импульс был, но ресурса тогда не хватило, чтобы идею воплотить. А потом мы придумали семейное издательство.

— Блокнот-коуч — это всё-таки продукт или услуга?

— Однозначно ответить сложно. Поначалу было страшно, потому что на рынке такого продукта и подхода, который мы предложили, не было и нет. Это не книга и не блокнот — что-то другое. Подход заключается в том, что мы берём одну тему, например бизнес, тайм-менеджмент, систему планирования, и разрабатываем её совместно с 12 авторами. Информация преподносится так, чтобы человек брал знания, опыт мастеров и применял на практике, привносил в свою жизнь ежедневно. Можно посмотреть на это как на тренинг в коробке.

Сколько мы ни консультировались со специалистами издательств, ведущими российскими маркетологами, нам все как один говорили: рынка такого нет, вы сделали что-то новое — думайте теперь, как будете неведомое продвигать.

— А как распределены роли в проекте между участниками команды?

— Я контентщик, налаживаю все взаимоотношения с авторами, занимаюсь продвижением. И сам продукт придумала я, но ничего бы не состоялось без моего мужа Александра, который здорово умеет представлять в физическом виде мою идею. Он придумал внешний вид тетрадей, подбирал бумагу, обложки. Ему принадлежит идея упаковывать блокноты в деревянную коробочку. Производство налаживал тоже он. Получилось так, что наши с мужем профессиональные навыки дополнили друг друга. Сыновья нам активно помогали: ставили печати на конверты с письмами, например. Ведь у нас семейное дело!

— Семья или бизнес, Интернет или бумага, товар или услуга — то есть вещи, которые обычно противопоставляются, вы в своём проекте объединяете?

— Есть модное и вечное. Сейчас в моде гаджеты, приложения, цифровые технологии. Это не хорошо и не плохо — мир меняется. При этом психологи, нейробиологи, нарративные терапевты сегодня говорят о том, что процесс письма ручкой по бумаге напрямую связан с деятельностью мозга и его развитием. Письменное выражение мысли — это больше, чем техники и практики. Это мировоззрение, образ жизни. Для человека, который настроен на саморазвитие, самообразование на протяжении всей жизни, письменные практики — эффективный инструмент. По моему мнению, гаджеты не вытеснят бумагу. В наше время мы живём совмещая виртуальное и реальное. Постоянно нужно учиться новому, включать голову, придумывать то, чего не было до нас и что может быть полезно окружающим.

С опорой на бренд

— Проводили ли вы какие-то исследования, прежде чем создать новый продукт? Как вы узнали, что он станет востребованным?

— Мы не знали. На в маркетинге принято говорить: «Найдите боль ваших потенциальных клиентов и снимите эту боль». Считается необходимым изучение рынка. Но как проводить исследования, если мы делаем то, чего ещё не было? Классические схемы маркетинга не всегда срабатывают. Я считаю, мы живём в условиях, когда нет гарантий, что проверенные системы продвижения будут эффективны в конкретном случае. Мы опирались на личный бренд, на то, что люди меня знают, доверяют. В нашем первом наборе блокнотов участвовали 11 авторов, все медийные личности, — их любят, за ними идут. Поэтому наш проект основан на синергии личных брендов сильных и интересных авторов. Но мы не знали, какой будет реакция рынка на новый продукт. Готовя первый тираж, мы долго думали, сколько штук блокнотов напечатать. Самое смешное, что на стоимости печати разница в количестве блокнотов не отражалась. Был риск, что нам придётся сидеть на наших коробочках и думать, что делать дальше. Но этого не произошло — первый тираж разошёлся довольно быстро. Видимо, сработали правильный выбор авторов и, конечно, общение с потенциальными заказчиками. Хотя, признаться, на начальном этапе косяков было много. В отличие от других компаний, которые ведут бизнес онлайн, у нас есть промежуточные звенья между нами как авторами проекта и заказчиками. Например, компания-склад, которая формирует наши заказы. Второе промежуточное звено — транспортная логистическая компания. Однажды эта организация потеряла партию наших товаров, которую перевозили на склад в Санкт-Петербург. А это были уже купленные заказы, которые мы обещали покупателям доставить в определённые сроки.

— Как же вы вышли из этой ситуации?

— Свои обязательства перед заказчиками мы выполнили. С некоторыми заказчиками индивидуально напрямую договаривались. Срочно допечатывали и досылали товары. Были случаи, когда покупатели получали двойную доставку, — и то, что потерялось, и то, что мы досылали. Одна девушка в итоге отказалась возвращать нам вторую посылку и купила в два раза больше товаров, чем планировала изначально. Бывает, что сбой в системе оборачивается выгодой. Но случается и так, что заказы теряются. И это обидно. Со своей стороны мы обязательства выполняем, но на качество работы транспортной компании повлиять не можем.

Сложносочинённое производство

— А зависимость бизнеса от Интернета, по вашему мнению, сказывается на продуктивности компании?

— Прошлым летом мы переехали в Крым и жили в кооперативе, в дачном домике, где периодически случались перебои с электричеством на день, на два. Но мой дом — это не единственное место, где есть Интернет. Wi-Fi есть в любом кафе — туда можно приехать и поработать. Кроме того, у нас есть команда: в Перми живёт Татьяна Душкина, в Волгограде — Виола Томахина. Таня занимается приёмом и обработкой заказов — это бесперебойный процесс. И если возникает что-то срочное, всегда есть кому поручить задачу. Практически всю работу издательства можно вести через мобильный Интернет. У нас нет гигантских объемов информации, которые нужно загружать из Сети. К нашей радости, современный мир позволяет работать в любой точке земного шара и в любых условиях.

— Отдаёте ли вы какие-то направления работы издательства на аутсорсинг?

— Да, конечно, например бухгалтерия, логистика. Производство происходит в разных типографиях. Это отдельная тема — у нас оно организовано сложно. Напечатать блокноты — одна задача. Обложки для них изготавливаются отдельно — это другая задача, поскольку нужны иной тип печати и вырубка. В третьем месте — в мастерской — изготавливается упаковка (деревянные коробочки). Если говорить о производстве ежедневников, то для них один мастер шьёт обложки из натурального фетра, другой — из кожи.

Много нюансов. И это наша боль, потому что длительное время не можем напечатать блоки для нашего ежедневника. Представьте: напечатать бумажный блок стоит в три раза дешевле, чем пробить в нём отверстия, закруглить края и запечатать его в пленку. Звучит бредово, но это реальность. Подобные особенности производства продукции заставляют нас искать новых подрядчиков или приобретать собственные станки. Учитывая то, что месторасположение издательства можно определить как «между Крымом и Пермью», возникают дополнительные трудности и особенности удалённого производственного процесса. Мы мечтаем о своём производстве. Но оно включает не только станки, но и их обслуживание. А на этот шаг мы пока не готовы.

Есть ещё фрилансеры, с которыми мы сотрудничаем. Например, дизайнеры, которые помогают разрабатывать визуальное оформление продукции. Но это именно привлечение специалистов под конкретные проекты.

Свобода и мобильность

— Какие преимущества ведения бизнеса онлайн вы отмечаете?

— Хороший вопрос. Я даже не знаю, как точнее охарактеризовать наш бизнес, потому что у него есть и офлайн-, и онлайн-составляющие. С одной стороны, я бесконечно счастлива, что наше дело позволяет нам перемещаться по миру так, как нам хочется. По моему мнению, нет смысла заниматься деятельностью, которая будет держать тебя там, где тебе нехорошо. Преимущество онлайн-бизнеса прежде всего в свободе передвижения. Это огромный плюс, одна из главных ценностей. Мне нравится, что в моей команде могут работать специалисты из разных городов и даже стран. Мы регулярно организуем встречи — живые, связанные с письменными практиками. Они проходят более чем в 20 городах. Начинались в Перми и получили распространение не только в России, но и в Украине, Белоруссии, Чехии.

Каждый человек привносит в команду свою лепту, своё видение. Я бы не смогла увидеть каких-то важных факторов в разработке и продвижении продукции издательства, если бы мы были сосредоточены только на локальной ситуации в Перми.

— Как вы относитесь к освоению цифровых технологий, нововведений?

— Постоянно возникают какие-то новые задачи. Некоторые из них обеспечиваются нашим прекрасным законодательством. Закон обязывает нас поставить онлайн-кассу. А когда мы звоним в компанию, чтобы приобрести оборудование, слышим такой ответ: «А у нас их больше нет. И вообще в России нет этого оборудования — раскупили». Как хочешь, так и решай задачку. Подобных вопросов много, они приходят из ниоткуда. Ищем на них ответы. Сейчас мне нравится разбираться с такими непредсказуемыми задачами. Я люблю копаться в новой информации, узнавать, что делать, и делиться новыми знаниями с сотрудниками.

Это та самая штука, которая помогает предпринимателю постоянно быть в тонусе и развивать мозг. Время такое, что если стоять на месте, то будешь отставать. Надо торопиться узнавать всё новое, хотя слепо следовать всем нововведениям не стоит. Я считаю, лучше опираться на свои внутренние ценности.

Интонация в приоритете

— По мере роста бизнеса обычно возникает необходимость структурировать производственные процессы, вводить систему качества и так далее. Ваш бизнес уже достиг этой точки?

— У меня есть ощущение, что мы стоим на пороге системных перемен. Для того чтобы делать что-то большее — а на это у нас есть амбиции и желания, — необходимо увеличивать команду. Однажды бизнес-консультант меня спросил: «Ты же понимаешь, что для увеличения продаж ты можешь отдать производство в Китай? Это будет дешевле, продажи увеличатся до десятков тысяч заказов». Я понимаю, что такой вариант развития возможен, но для нас он неприемлем. Мне не так важны объёмы заказов, увеличение подписчиков в соцсетях, как возможность общения с людьми. Я понимаю, что моя привязанность к прямому диалогу с аудиторией, наверное, тормозит бизнес. Но мне кажется, иначе уйдут то тепло и поддержка аудитории, которые у нас есть сейчас.

Важная сторона нашего проекта заключается в том, что продукт создаётся в маленьких мастерских, управляет им наша семья, мы поддерживаем контакты с пермскими коллегами, с которыми дружим. Я считаю, каждый предприниматель сам выбирает — рваться за увеличением объёма товарооборота или поддерживать аутентичность проекта.

— Создание среды, налаживание коммуникации с аудиторией – главный способ продвижения вашего проекта?

— Не так давно я выступала на конференции, которая как раз была посвящена созданию и поддержанию сообщества. И я слушала выступления других предпринимателей и авторитетных экспертов, которые рассказывали о силе сообщества. Пожалуй, создание сообщества — это сегодня один из главных трендов в предпринимательстве наряду с созданием личного бренда и сторителлингом.

Текст:  Мария Трокай
Фото: из архива персоны