Сделано в Перми

20 июня, 14:13

В минувшую субботу, 16 июня, на территории технологического центра «Диджитал-порт» в Перми (Решетниковский спуск, 1, корп. 2) подводили итоги образовательного проекта «Бизнес-среда». Проекта, созданного для предпринимателей и для тех, кто хочет открыть собственный бизнес. Частью этого события стала дискуссионная площадка, на которой представители диджитал-индустрии поговорили о специфике развития данного вида бизнеса в России, перспективах выхода на глобальный рынок и о том, как добиться успеха в этой сфере.

Пикник предпринимателей

В некоторой степени назвать успешными можно было в тот день уже всех тех, кто организовал и посетил данное мероприятие, несмотря на промозглое уральское лето (большую часть дня лил дождь и дул сильный холодный ветер). Правда, как выяснилось, «погодное проклятие» в полной мере ощутили на себе не только пермяки, но и, например, участники гораздо более масштабного по своему формату ежегодно проводимого в Москве фондом «Сколково» совместно с партнерами мероприятия — Startup Village («Стартап-вилладж»).

«Удивительно, но как только мы проводим подобное мероприятие, начинается дождь. Например, за два дня до начала Startup Village было солнечно, а в день его открытия пошел дождь. И так происходит на протяжении нескольких последних лет», — с нескрываемым сочувствием обратился к аудитории в начале встречи модератор площадки, руководитель направления онлайн-трекшена ФРИИ Данил Коновалов. После он попросил присутствующих поднять руки, если кто-нибудь из них ведет свой бизнес в сфере интернет-технологий или хотел бы открыть его в ближайшее время. Таковых оказалось абсолютное меньшинство. Но и в этом отношении город Пермь лишь отражает общероссийскую тенденцию, отметила Дарья Вахтеева, пиар-специалист компании Promobot («Промобот»): «В 2017 году в России было проведено исследование, которое показало, что лишь 27 процентов принявших участие в опросе готовы иметь свой бизнес. Как можно решить эту проблему, как вовлечь школьников и студентов в занятие бизнесом? Это вопрос не только нового поколения, но и вопрос общий. На мой взгляд, нужно формировать положительный имидж предпринимателя, создавать предпринимательские структуры, которые помогают реализовывать свои идеи, и привлекать средства на развитие бизнеса, больше рассказывать молодым ребятам об историях успеха».

Прорывной стартап

Сама история успеха пермского стартапа Promobot заслуживает отдельного внимания. Первый прототип «Промобота» вышел 5 лет назад в буквальном смысле из гаража, а его разработчиками стали трое студентов Пермского политеха. Сегодня робот из Перми (предлагается в разных версиях, стоимость максимальной комплектации может превышать 2 миллиона рублей) покоряет не только внутренний рынок, но и находит партнеров и реализует продукцию на Ближнем Востоке, европейском, азиатском и североамериканском континентах.

К примеру, одной из недавних поездок учредителей компании Олега Кивокурцева и Алексея Южакова стало посещение штата Калифорния (США), где они участвовали в Global Pitch — международном мероприятии, организованном ФРИИ, Сбербанком, Fort Ross и GSV labs. В 2015 году Promobot стал резидентом фонда «Сколково». Сегодня штат компании насчитывает до 60 человек: это программисты, сборщики, специалисты технической поддержки.

Делать интернет-бизнес в России, несмотря на не совсем благоприятную «экономическую погоду», сегодня выгодно, уверен Данил Коновалов: интернет-торговля внутри страны за последние три года выросла в три раза. И если раньше интернет-предпринимательство развивалось только в крупных городах (таких как Москва и Санкт-Петербург), то теперь данный вид бизнеса локализуется, растет и аудитория интернет-мессенджеров. Вот лишь несколько трендов, которые, по мнению Данила Коновалова, будут работать в течение нескольких ближайших лет, а быть может, и десятилетий.

Что растёт?

Переход бизнеса из офлайн в онлайн, или побуждение потребителя воспользоваться услугами, принимать участие в промоакциях, получить скидку и так далее с помощью Интернета, тем самым увеличивая свою клиентуру.

Market place (маркетплейсы), или рыночные площади. Это разного рода интернет-площадки с двумя типами клиентов : ip-пользователями и мелкими предпринимателями. Данные площадки помогают предпринимателям контактировать с конечным потребителем.

Интернет вещей, или взаимодействие вещей с потребителем посредством интернет-технологий, например, в сфере ЖКХ и управлении энергоресурсами. Ряд разработок позволяет в автономном режиме считывать показания расхода коммунальных ресурсов, просчитывать нагрузку на сети, передавать их в управляющую организацию, определять пики потребления и оптимизировать их потребление.

Телемедицина, или использование компьютерных и телекоммуникационных технологий для обмена медицинской информацией. Кстати, является одним из наиболее быстро растущих сегментов здравоохранения в мире.

Важно понимать, хотите ли вы работать в разных трендах или же, имея определенный опыт и понимание, прорабатывать конкретное направление, считает основатель и директор интернет-агентства «Амадо» (специализированная веб-разработка и продвижение для предприятий, компаний, крупных дилеров, оптовиков и B2B-сектора, 14 лет на рынке) Алексей Богдановский: «Иногда, раскинув все карты, ты понимаешь: это не пойдет в нашей стране. Но есть проекты, которые, если успеть, хорошо можно адаптировать и у нас. Как правило, нужно понимать, что если вы беретесь за проект, который уже выстрелил на другом рынке, то наверняка кто-то кроме вас уже пытается его адаптировать и в России».

Одним из самых интересных и перспективных направлений в диджитал-индустрии по-прежнему остается рынок компьютерных и онлайн-игр. Примером тому может служить история успеха Александра Агапитова, создателя дистрибьюторской системы для разработчиков и издателей видеоигр Xsolla. Компания появилась в 2006 году в Перми и изначально носила название 2Pay. Предоставляя различные решения по монетизации (кредитные и дебетовые карты, банковские переводы, терминалы, электронные кошельки и мобильные платежи), компания упростила приём платежей со всего мира для разработчиков и издателей игр, постепенно завоевывая международный рынок таких услуг.

В 2013 году благодаря Xsolla всемирно известная компания Perfect World Entertainment смогла выпустить в России игру Neverwinter. Спустя четыре года Александр Агапитов запустил венчурный фонд объёмом в 30 миллионов долларов для финансирования разработчиков инди-видеоигр. Сегодня Xsolla имеет представительства в разных странах, а головной офис компании расположен в городе Лос-Анджелесе (Калифорния, США).

Люди в цифре

Тем не менее главная составляющая успеха в любом бизнесе — это сам человек, уверена представитель компании Real Time Board (г. Пермь) Анна Дворникова. Настоящий успех придет к тем, кто занимается системным развитием команд, добавляет она: «В успешных командах скорость и слаженность получается благодаря трем вещам. Первое — это ясное понимание цели. Всем должно быть очень интересно и хорошо понятно, куда вы идете. Второе — командные практики должны быть регулярными и системными. Третье — это единство культурного кода в команде. И это самое сложное, потому что можно научить людей каким-то техническим навыкам, человеческим — тоже можно, хотя на это требуется гораздо больше времен. А вот найти людей, которые одинаково с тобой понимают мир и ценят похожие вещи, действительно бывает непросто».

Остается добавить лишь, что Интернет появился в жизни человека относительно недавно и оставляет безграничные возможности для взаимодействия, создания, продвижения и ведения бизнеса, делая его прибыльным и успешным, в том числе и для пермских предпринимателей, занятых в этой сфере. Главное, чтобы погода инвестиционного и экономического климата оставалась благоприятной.

Текст: Максим Анфалов
Фото:  Владимир Бикмаев

Оформить подписку на e-mail