Пермь вступает в мировое противоборство
В ходе торжеств, вызванных пуском в эксплуатацию нового аэропорта Большое Савино, совершенно незамеченной прошла информация, для имиджа Пермского края имеющая значение даже большее, чем новый терминал. А именно: после перерезания красной ленточки министр транспорта РФ Максим Соколов уже без прессы поехал на загородную испытательную станцию в Новых Лядах, где ему показали реконструированный стенд № 1 для испытаний двигателей ПС-90 и ПД-14. И там же управляющий директор «ОДК – Пермские моторы» Сергей Попов рассказал, что следующим в совместных планах Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) и предприятия стоит строительство комплекса испытательных стендов для двигателей большой тяги, потому как «Пермские моторы» определены головным производителем «тяжеловеса» ПД-35, разрабатываемого пермским «Авиадвигателем».
Ранее вопрос о том, где будут серийно производиться самые большие в истории отечественной авиации двигатели, оставался открытым. Напомним, что до сих пор самым мощным авиационным движком на просторах бывшего СССР остаётся запорожский Д-18Т тягой в 23 тонны, разработанный для сверхтяжёлых транспортных самолётов Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия». Но говорить о том, что он украинский, — неправильно, потому что в разработке двигателя принимал участие весь советский авиапром. Точно так же ПД-35 станет плодом усилий всей ОДК, хотя направлять и координировать общую работу будут в Перми. А вот где производить — до сих пор здесь были лишь предположения.
По объяснениям того же Сергея Попова, производство ПД-35, скорее всего, будет штучным, при этом связанным с большим комплексом технологических и производственных проблем. Да, почётно — но сложно и дорого. В смысле прибыльности пермскому кусту авиационных предприятий куда интереснее было бы остаться в ОДК головным производителем газотурбинного, газоперекачивающего и энергетического оборудования по заказам газодобывающих и нефтяных компаний. Прежде всего — «Газпрома», разумеется. Однако головным предприятием по наземной тематике в корпорации сейчас называют АО «ОДК — Газовые турбины», расположенное в городе Рыбинске Ярославской области. А Пермь решили сконцентрировать на решении намного более амбициозной и на порядок более сложной задачи – на разработке и производстве двигателей большой тяги, которые во всём остальном мире сейчас делает только американская корпорация «Дженерал Электрик».
Это отставание наметилось ещё в 90-е годы прошлого века, когда в небо взлетел первый «Боинг-777» с двигателями GE90 тягой в 33,5 тонны. Где был в это время отечественный авиапром, вы знаете. С тех пор разрыв только увеличился и последние модификации GE90-110B1 и GE90-115B могут обеспечить тягу уже свыше 57 тонн. Этой же серии двигателей принадлежат и рекорды по габаритам: GE90-115B имеет диаметр вентилятора в 3,25 метра, что равно диаметру российского «Суперджета», и занесён в Книгу рекордов Гиннесса как имеющий самую большую тягу. Лопатка вентилятора двигателя GE90 115B находится в экспозиции музея современного искусства в Нью-Йорке как пример высоты технического развития человечества. В некотором роде «Дженерал Электрик» с тягой даже перестарался, потому что следующая серия его двигателей на базе GE90 — двигатели GEnx (General Electric Next Generation) для «Боингов-787», грузовых «Боингов-747-8F» и «Эрбасов-А350» — имеют тягу лишь в 30 тонн. Зато экономичней на 15 процентов и имеют в своей конструкции массу технологических новшеств, позволяющих говорить, что американцы вплотную приблизились к разработке авиационных двигателей шестого поколения.
А самое главное — тяжеловесы GE90 летают с 1995 года, «новая генерация» GEnx — с 2011-го. Двигатели «Дженерал Электрик» доступны в качестве силовых установок практически на всех типах широкофюзеляжных самолётов, а для отдельных моделей авиалайнеров они являются единственно возможным вариантом. Всё в серии, накоплен громадный опыт эксплуатации. И в России тоже, поскольку в лизинге отечественных авиакомпаний находится до 250 самолётов с двигателями на базе GE90, а самих этих двигателей в российском небе пруд пруди — уже штук 600. Наших старых добрых
ПС-90 более чем в два раза меньше. Добавьте к этому, что в штате «Дженерал Электрик», занимающейся кроме промышленности ещё и цифровыми технологиями, по всей планете работают 333 000 человек, а филиалы находятся в 180 странах мира. Ничего себе конкурент, не так ли?
Тем не менее Россия бросает перчатку и посылает в бой самое лучшее, что у неё есть в области гражданского двигателестроения, — пермский «Авиадвигатель» и «Пермские моторы». То, что на ПД-35 будет завязан и российско-китайский широкофюзеляжный самолёт CR929, лишь увеличивает значение проекта, потому что к чисто рыночной конкуренции добавляются ещё и геополитические мотивы. С этой точки зрения даже можно понять решение ОДК отдать самый «жирный кусок» газоперекачки Рыбинску — Пермь не должна отвлекаться ни на что другое, тем более что стоимость всего проекта по разработке и производству тяжёлого двигателя, как заявил генеральный конструктор «Авиадвигателя» Александр Иноземцев, выросла до 180 миллиардов рублей.
Текст: Алексей Клочихин
Фото: airliners.net