В Перми открылась выставка «Акварельное настроение» (12+). Практически каждый из нас с детства, со школы сталкивался с такого рода творчеством: в ранце, наряду с учебниками и тетрадками, часто лежала коробочка с акварельными красками. Казалось бы, ну что серьезного можно ждать от детских красок? Но какими чарующими в своей искренности и гениальными в своей простоте получаются картины мастеров. Смотрите сами!
Свой взгляд
Акварель – известнейшая художественная техника, уходящая корнями в глубокое прошлое. Еще древние китайцы славились своими тонкими изысканными и лаконичными акварельными природными композициями с философским подтекстом. Да и сейчас большинство художников не обходится без акварели: нужно ли создать набросок декорации или эскиз театрального костюма, пейзаж или дружеский шарж, все, что угодно, акварель здесь – простой и доступный путь к созданию шедевра.
О специфике пермского «Акварельного настроения» «Звезде» рассказала председатель секции графики пермского отделения Союза художников России, куратор выставки Ксения Козлова. Она отмечает, что речь идет о групповой выставке произведений пермской графики.
– Спектр акварельных приемов позволяет раскрыть многие стороны реальной жизни: от нежного солнечного освещения и ярких красок до разнообразия фактуры материалов, – подчеркнула Козлова.
Экспозицию составляют порядка 40 работ двадцати художников Пермского края. На выставке представлены картины как известных пермских авторов – Игоря Одинцова, Валентина Жданова, Ирины Лавровой, Галины Курбатовой, Виктора Остапенко, так и нового поколения мастеров акварели – Ольги Пешковой, Константина Собянина, Виктора Белокрылова.
– У каждого из авторов свой взгляд, своя тема, свое акварельное настроение, – подчеркивает Ксения Козлова.
Как рассказала знаток искусства Валентина Худына, выставка «Акварельное настроение» продолжает серию презентаций пермской графики разных видов и техник, которая была начата на площадке Пермской центральной городской библиотеки имени Пушкина в 2022 году. В текущем 2024 году искусство пермской графики представлено акварелью во всем ее техническом и в жанровом разнообразии, уточняет Худына.
Искусствовед отмечает, что каждый художник выделяется своей стилистикой, своей исполнительской манерой работы в технике акварели.
– Преобладают лирические пейзажные мотивы, наполненные дыханием родной пермской земли. Вызывают интерес тематические композиции, разнообразно представляющие жизнь города и деревни. Запечатленные портретные образы, вписанные в пейзаж, и анималистические, соединенные с сочными натюрмортами, вызывают чувство настоящей реальности, – комментирует эксперт.
Техника акварели
Выставка «Акварельное настроение» представляет то или иное авторское прочтение темы взаимодействия человека и окружающего мира, обращает внимание Худына, и это делается в классических и в новых, нетривиальных ее решениях.
– Богатство возможностей техники акварели открывает мир в неожиданном созвучии цвета и света, в прихотливом перетекании локальных пятен и выразительности размытых силуэтов. Разнообразна цветовая палитра акварели, для которой используется поверхность той текстуры, где отмечается наибольший эффект применяемых графических средств. Чаще всего основой для акварели выбирается специальная по фактуре бумага, – рассказала эксперт в области искусства.
По словам Худыной, многие из пермских мастеров предпочитают приемы, придающие акварели живописные качества.
– В структуре выставки удачно объединены разные художественные трактовки, где разнохарактерность образов и живописная метафора рождают широкие ассоциации и смысловые взаимосвязи, – подытожила Валентина Ивановна.
Главой пермской «акварельной школы», сложившейся еще в 1960-е годы, по праву считается Иван Степанович Борисов (1925–1995), рассказывает искусствовед Анна Крохалева.
– Он был своего рода маяком для многих художников следующих поколений. Признанными корифеями школы также являются Кузин, Собакин, Можарский, Заботин. Они заложили мощные традиции пермской акварели, создавая большие картинные листы со сложными композициями, с богатым, насыщенным колоритом, – уточнила Анна Петровна.
Как обращает внимание эксперт, акварельная техника в профессиональной среде считается одной из самых сложных, с ее помощью можно добиться удивительного эффекта свечения бумаги, легкости и прозрачности цвета, получить его тончайшие нюансы.
– Но акварель часто ведет себя непредсказуемо, краски моментально высыхают, а после высыхания смотрятся иначе. Техника требует виртуозного владения, что, несомненно, характеризует вышеперечисленных пермских художников. Они создают в этой технике различные по темам и жанрам произведения, щедро дарят свое акварельное настроение зрителю, – подчеркнула Анна Крохалева.
Сергей Крюков
Фото: Владимир Бикмаев