СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
Главные материалы
24.11.2024
16+
Архив

В Перми состоялась премьера симфонии-действа Валерия Гаврилина «Перезвоны»

В Перми состоялась премьера симфонии-действа Валерия Гаврилина «Перезвоны»
Она прошла в Органном зале Пермской краевой филармонии

В Органном зале Пермской краевой филармонии состоялась премьера симфонии-действа Валерия Гаврилина «Перезвоны» (6+) для солистов, большого хора, гобоя и ударных. Специалисты называют это сочинение «музыкальным Эверестом» и экзаменом на зрелость.

Сдать этот экзамен удается далеко не каждому профессионалу. Может быть поэтому творчество Валерия Гаврилина остается уникальным явлением в советском музыкальном искусстве, уделом избранных и посвященных.

Выпускник отделения композиции Ленинградской консерватории Гаврилин столько привнес в хоровой и вокальный жанры, что можно смело говорить об оригинальном музыкальном языке, основанном на мелодике самых разных народных напевов. В этом языке гармонично сочетаются далекие друг от друга интонационные образцы – от крес­тьянских и даже эстрадных до ритуальных мотивов плача, где слышен и шепот, и говор, и выплеск частушек.

Музыка Гаврилина настолько выпукла и театральна, что любое сочинение композитора, по его собственным словам, – это всегда «небольшое представленьице». Или большое, масштабное, как «Перезвоны» по прочтению Василия Шукшина, где автор обратился к древнерусской традиции колокольного звона.

Профессор ПГГПУ, хормейстер Лариса Петрова не раз говорила, что исполнить «Перезвоны» со сцены – ее давняя мечта. Тем более что в Перми целиком сочинение никогда не звучало. Не имею­щая четкой сюжетной канвы музыкальная фреска Гаврилина состоит из двадцати хоровых и вокальных номеров, прослоенных гобойными интермедиями: «Весело на душе», «Смерть разбойника», «Молитва», «Матка-река», «Воскресенье», «Страшенная баба», «Белы-белы снеги» и другие. Первая и заключительная части, основанные на варьированных и остинатных повторах, образуют портальную арку произведения.

Чтобы исполнить эту махину в свой юбилейный вечер Ларисе Петровой пришлось объединить несколько молодежных хоровых коллективов Перми: академический женский хор ПГГПУ, мужской хор капеллы мальчиков, хор Кама-cantabile музыкального колледжа, народный хор колледжа искусства и культуры, а также пригласить ведущих солистов театра оперы и балета и «Балета Евгения Панфилова».

И это еще не все. Стройная тринадцатичастная партитура «Перезвонов» оказалась дополнена ассоциативным видеорядом и прослоена хореографическими номерами (художественный руководитель – Сергей Райник), встроенными в музыкальную ткань.

Сценический текст захватывает вас сразу – так, как захватывает человека стихия, – энергией, избыточностью, скоростью потока. Не успели вы пройти первую и вторую арки фрески, вас уносит течением дальше и дальше, и ощущение того, что вы не успели насладиться этой строгой красотой – одно из главных впечатлений вечера, который, конечно же, предъявил своих звезд.

Кроме художественного руководителя и дирижера Ларисы Петровой, роль которой переоценить невозможно, это тенор Сергей Власов и гобоистка Елизавета Бабченко. Их виртуозно звучащие голоса сделали знаменитую партитуру дышащей, прозрачной, живой. Такой, какой ее и задумал автор.

И была еще одна звездочка – Филипп Емельянов, учащийся хоровой капеллы мальчиков. Его дискант, завороживший зал, наполнил пространство каким-то внутренним светом и безусловной радостью, которыми мы тоже прежде обладали.

Симфония-действо «Перезвоны» была создана Гаврилиным по заказу президента Московского государственного академического камерного хора, народного артиста СССР Владимира Минина. С именем «Минин-хора» это сочинение связано до сих пор.

– Главное – постичь смысл каждого номера, вот в чем сложность. Не просто ноты спеть, а спеть глубинный смысл написанного. Есть хоры, которые поют внешний слой партитуры, для этого сочинения это смерть, – считает Владимир Минин.

Можно только догадываться, сколько времени, сколько жизни и смыслов было вложено в репетиционный процесс. В результате Пермь получила не только событие на музыкальной карте, но и статусное светское мероприятие: полный зал, присутствие губернатора края, министра культуры и всех ценителей музыки, которые получили интереснейший местный продукт.

 

Наталья Земскова 

Фото: архив Ларисы Петровой