СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
27.07.2024
16+
Архив

Петровский период

Петровский период
Лариса Петрова готовится 16 марта отметить свой юбилей

Когда время, отведенное для интервью, истекло, и в хоровой класс потянулись студентки, Лариса Алексеевна Петрова, профессор кафедры хорового дирижирования и сольного пения факультета музыки Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета вдруг предложила: «Знаете, что? Приходите на нашу репетицию. Это, конечно, процесс закадровый, но многие вопросы сразу отпадут».

И весело обернулась к хористкам:

– Девочки, о чем мы поем?

– О любви-и-и-и…

– Кто я такая?

– Хоровая мама-а-а…

Про «маму» – чистая правда. Какой бы пермский хоровой коллектив (академический женский хор Пермского педагогического университета, хор студентов ПГИК, Уральский камерный хор, хор Пермского музыкального колледжа, «Млада» и многие, многие другие) вы сегодня не взяли, он обязательно будет связан с Ларисой Петровой. Если не напрямую, то опосредованно, через выпускников. Целый «петровский период».

– Лариса Алексеевна, для своего юбилейного вечера 16 марта, который состоится в Органном зале Пермской краевой филармонии, вы выбрали отнюдь не праздничное произведение, не хит, а достаточно редко исполняемую симфонию-действо «Перезвоны» Валерия Гаврилина (6+), которая считается своеобразной музыкальной фреской. С чем связан этот выбор?

– Исполнить это произведение со сцены – давняя мечта. Тем более что в Перми оно целиком никогда не звучало, так что мы готовим премьеру. А партитуру мне предложил Дмитрий Батин, композитор, директор Пермской хоровой капеллы мальчиков. «Перезвоны» – это симфония-действо «по прочтению Василия Шукшина» для солистов, большого хора, гобоя и ударных. Она написана для расширенного состава хора, от которого требуются максимальные исполнительские возможности. Не имеющая четкой сюжетной канвы фрес­ка состоит из двадцати хоровых и вокальных номеров, прослоенных гобойными интермедиями: «Весело на душе», «Смерть разбойника», «Молитва», «Матка-река» и т. д. Первая и заключительная части, основанные на варьированных и остинатных повторах, образуют портальную арку сочинения.

– Которое нередко называют притчей. Ее герой, благородный разбойник, на пороге смерти переживает-переосмысливает свою жизнь.

– Сам композитор писал о «Перезвонах» так: «По моему замыслу сочинение должно передать душевную жизнь народа через судьбу одного человека – от рождения, через детство и юность, зрелость, к концу. Бесконечная дорога, по которой идут люди, поколение за поколением. Образы дороги, реки, реки жизни – главные в сочинении». Причем подтекст в «Перезвонах» часто бывает главнее текста и даже находится с ним в конфликте.

– «Перезвоны» с его нарочитой театральностью (необычное расположение хора, его перестановки, пространственные эффекты, персонификация темб­ров и пр.) были написаны композитором специально для Московского камерного хора под управлением легендарного Владимира Минина. У академического женского хора пермского педуниверситета, которым вы руководите, – своя манера исполнения, тоже достаточно театральная. Значит ли это, что публику ожидает концерт-спектакль?

– Театральность «Перезвонов» не столько внешняя, связанная с перестановками и внешними эффектами, сколько скрытая, вызванная многослойностью музыкального текста и характерностью речи героев. Скрытую, внутреннюю театральность я в том числе и имела в виду, говоря о сложных исполнительских задачах, диктующих определенную манеру исполнения. Во что она выльется, пока трудно сказать.

– Тогда поговорим о вашей системе работы с хором.

– Никакой определенной системы нет, но есть некоторые принципы, сложившиеся почти за полвека работы. Неважно с каким хором я сегодня репетирую, важно, что хоровой класс – это звуковая лаборатория. Мы пробуем разные жанры, разные варианты исполнения сочинения. Творчество – это сиюминутность, отражение в произведении композитором сегодняшнего дня.

Подготовить произведение к исполнению – это как выстроить дом по кирпичику. Каждый кирпичик, то есть каждая музыкальная фраза, должен быть проработан и подробно разобран. Должны быть проявлены смыслы. Словом, первые репетиции – это работа со строительным материалом произведения. Когда он готов, постепенно собираем все здание. Самые интересные репетиции – финальные. Ты еще не знаешь, что получается. Результат – это всегда сюрприз. Когда хор выходит на сцену, основная работа уже сделана, а остальное – исполнительская импровизация.

Кстати, «Перезвоны» Гаврилина – это самая настоящая школа исполнительского мастерства.

– Лариса Алексеевна, существуют ли в арсенале хорового дирижера приемы, которые вы считаете запрещенными? Так называемые «НЕ».

– Конечно. Я НЕ даю работу на дом, потому что должна сохраняться репетиционная новизна занятий – от музыки нельзя уставать! Репетиция – это праздник. Зачем лишать себя праздника? У меня НЕ бывает форсированного звучания в хоре, все должно быть певчески. И я как хоровой дирижер НЕ требую пения на максимуме, всегда должен оставаться запас воздуха, который может понадобиться.

– Вы помните всех своих выпускников? Сколько их было?

– Конечно, помню всех (где-то около тысячи) и стараюсь поддерживать связь. То есть она, эта связь, просто есть, и я бесконечно счастлива, когда бывшие студенты звонят, чтобы поговорить, посоветоваться, сообщить новости. Семьдесят процентов моих учеников работают по специальности – в музыкальных и общеобразовательных школах, кружках, училищах, вузах, вокальных студиях, клубах. Есть учебные хоры, есть концертные. Что такое хор? Это коллектив единомышленников плюс умение слышать себя и партнера.

– В одном из интервью вы рассказывали, что в юнос­ти стояли перед выбором – музыка или все-таки медицина. С тех пор многое изменилось, и профессия хормейстера для женщины не такая уж редкость. Но по-прежнему большая редкость – художественное мышление дирижера, которое заставляет по-новому звучать, казалось бы, знакомое произведение. Как писала Майя Плисецкая, настоящий дирижер – это мурашки по коже.

Петровский период

– Все-таки дирижером нужно родиться. Перед ним стоят живые люди с разным владением голосом, со своими проблемами и эмоциями. Как их собрать в одно творческое целое и не дать потухнуть блес­ку в глазах? Как воспитать хор с индивидуальным, узнаваемым почерком и собственной эстетикой и при этом зажигать его каждый день!? Мне повезло, мой педагог Станислав Николаевич Легков, заслуженный деятель искусств РФ, профессор, руководитель хора студентов Петрозаводского филиала Ленинградской консерватории был дирижером от бога. Активно используя метод эмоционального заражения, он наглядно показывал, как в дирижерском жесте можно передать не только тонкости концепции, но и раскрыть смысл музыкально-поэтического текста.

– Какие требуются личные качества, чтобы состояться в профессии?

– Во-первых, стремление научиться, оно есть не у всех. Второе – воля, характер, слух, вокальные данные и умение слышать партитуру. Третье – художественное мышление, то есть умение выстроить исполнительскую концепцию. Четвертое – умение общаться с людьми. Ну и самое главное – дирижер должен быть личностью, иначе ему не поверят и за ним не пойдут.

– Знаю, что репертуар хора, которым вы сегодня руководите, постоянно обновляется, хотя, казалось бы, студенты учатся всего лишь четыре года. Хористы приходят, уходят.

– Только постоянным обновлением репертуара можно сохранить градус интереса. За 23 года работы в Пермском педагогическом университете мы подготовили двадцать концертных программ и стали лауреатами Всероссийских и международных конкурсов.

– На первый взгляд, с интересом как раз проблем нет – все сегодня поют, количество хоровых коллективов и студий без возрастных ограничений буквально зашкаливает.

– Пение – это же арт-терапия! Как еще прожить и отпус­тить эмоцию, расслабиться, переключиться, скрыться от потока негативных переживаний? Развитие хорового искусства, как известно, всегда шло волнами. Сегодня – явный всплеск любительского пения.

– Но сегодня есть и такие звезды, как хор MusicAeterna под управлением Виталия Полонского, с которым вам, кстати, посчастливилось выступать вместе. Как это получилось?

– В 2014-м году Теодор Курентзис готовил к исполнению Третью симфонию Малера ре минор (6+), для исполнения которой требовался, помимо основного, женский хор. Виталий Полонский пришел на нашу репетицию, немного послушал и предложил поучаствовать в совместном исполнении одной их частей симфонии. Во время репетиций мы подружились, и Виталий стал ведущим моего творческого вечера, в котором исполнялись произведения Георгия Свиридова. А когда в качестве музыкального подарка хор MusicAeterna исполнил номер «Мери» из цикла Свиридова «Пушкинский венок» (6+), я была просто потрясена. Кажется, это было только вчера…

справка

Лариса Петрова – заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии Пермского края в сфере культуры и искусства, профессор кафедры вокально-хорового и инструментального исполнительства ПГГПУ. Окончила детскую музыкальную школу № 3 г. Перми, Пермское музыкальное училище, Петрозаводский филиал Ленинградской государственной консерватории им. Римского-Корсакова. Работала преподавателем в Пермском музыкальном училище, профессором Пермского института культуры, главным хормейстером Уральского государственного камерного хора. Лариса Пет­рова воспитала не одно поколение талантливых музыкантов-исполнителей и педагогов, работающих в учебных заведениях и творческих коллективах Пермского края, страны.

 

Наталья Земскова 

Фото: из личного архива Ларисы Петровой