СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
27.07.2024
16+
Архив

На пределе возможностей: в Пермском театре оперы и балета прошла серия премьерных показов «Раймонды»

На пределе возможностей: в Пермском театре оперы и балета прошла серия премьерных показов «Раймонды»
В Пермском театре оперы и балета состоялась премьера «Раймонды»(12+) Александра Глазунова. Этим спектаклем, ставшим последним высказыванием Антона Пимонова в должности художественного руководителя Пермского балета, театр завершает сезон, прошедший под знаком кадровых перестановок.

В Пермском театре оперы и балета состоялась премьера «Раймонды»(12+) Александра Глазунова. Этим спектаклем, ставшим последним высказыванием Антона Пимонова в должности художественного руководителя Пермского балета, театр завершает сезон, прошедший под знаком кадровых перестановок.

На пределе возможностей: в Пермском театре оперы и балета прошла серия премьерных показов «Раймонды»

В день премьеры стало известно, что вслед за бывшим гендиректором Довлетом Анзароковым и главным дирижёром Миграном Агаджаняном из театра уходит Антон Пимонов (его контракт заканчивается в августе), а новым (старым) главным балетмейстером станет Алексей Мирошниченко, проработавший в этой должности с 2009 по 2020-й год. Мирошниченко уволился почти одновременно с Виталием Ивановичем Дубровиным, «вечным» (и лучшим) зав. балетной труппой. Показалось, балет, заметно сдавший свои позиции в последние годы, осиротел, стал терять связь со школой, выпускники которой совсем не стремились и не стремятся остаться в Перми…

Причин тому несколько; основные – сокращение балетного репертуара, то есть, редкие выходы балетной труппы на сцену (пять-семь спектаклей в месяц против двадцати-двадцати трёх в конце девяностых!) и отсутствие явного лидера – очевидны уже не только балетоманам. Что ни год, то потери, и завершившийся сезон не стал исключением: труппу покинули премьер Георгий Еналдиев, блистательный характерный танцовщик, на премьерском безрыбье вынужденный «переквалифицироваться в принцы», и артистка балета Ульяна Мокшева.

Тем не менее, для основной балетной премьеры взяли «Раймонду» Глазунова, которая до сих пор считается одним из самых сложных спектаклей, а заглавная партия – образцом мастерства в балеринском репертуаре: сольный выход, пять виртуозных вариаций...

На пределе возможностей: в Пермском театре оперы и балета прошла серия премьерных показов «Раймонды»

Композиционно балет выглядит как каскад разнохарактерных дивертисментов и сюит: полухарактерная сюита первой картины, лирическая сцена сна, выполненная в академическом танце, восточный колорит второго акта и венгерское гран-па третьего. Все три акта – это насыщенная хореография, требующая от исполнителей не только профессионализма и опыта, но виртуозности и максимальной выносливости.

Как ни странно, «Раймонда», считаясь пограничным произведением, во многом предвосхитившим бессюжетный балет ХХ века, выпадает из хрестоматийной («Лебединое» (6+), «Жизель» (12+), «Дон Кихот» (6+), «Щелкунчик» (6+), «Спящая красавица»(0+) и т. д.) линейки. На первый план в ней выдвигается не сюжет (он весьма условен), а танец, который представляет интерес, скорее, для балетоманов, нежели для широкого зрителя.

Кстати, «Раймонду» Глазунова довольно поздно узнали за рубежом – только в 1964-м, – благодаря редакции Рудольфа Нуриева. До сих пор для зарубежных гастролей в составе тройчатки берут третий акт балета Глазунова, то есть, венгерское гран-па. Да и в бывших императорских музыкальных театрах этот балет не очень-то частый гость.

На пределе возможностей: в Пермском театре оперы и балета прошла серия премьерных показов «Раймонды»

Понятно, что для пермской постановки хореографический текст Мариуса Петипа и Константина Сергеева (редакция Елены Панковой и Антона Пимонова) значительно упростили и сократили – особенно партитуру мужского классического танца, блеск которого сегодня в Пермском балете продемонстрировать мало кто может.

Эффектных сложных элементов (круг жете партер, прыжки-револьтады и пр.) в новой «Раймонде вы не увидите… Первый акт показался скучноватым и длинноватым. Зал проснулся на втором, который был с бою взят сарацинским шейхом Абдерахманом (блеснули Иван Ткаченко и Роман Тарханов) и его свитой, то есть, характерным танцем, переходящим в яростный драмбалет с реверсивно семенившими арапчатами. Арапчата и сорвали основные аплодисменты.

В первом составе, 14 июля, партию Раймонды танцевала Полина Ланцева (Булдакова), 15-го – Булган Рэнцэндорж – две ведущие балерины Пермского балета, да что там – две звезды, благодаря которым, собственно, и оказалась возможна эта постановка. Обе лёгкие, виртуозные и техничные до такой степени, что их блестящая техника уже не видна за дыханием танца, которое теперь у нас редкость. И всё-таки, показалось, Полине Ланцевой в день премьеры чуть-чуть помешало волнение…

Хотя сам факт того, что выйдя из декретного отпуска всего полгода назад, балерина танцует партию, которая считается венцом карьеры, заслуживает уважения. Точно, воздушно, органично.

На пределе возможностей: в Пермском театре оперы и балета прошла серия премьерных показов «Раймонды»

Настоящий балеринский шик (ради которого в театр спешат балетоманы) показала Булган Рэнцэндорж, с запасом воздуха и без видимых усилий исполнив практически всю хореографическую партитуру. Булган, которая была воспитана и выросла здесь, в пермской балетной школе, на пермской сцене.

На пределе возможностей: в Пермском театре оперы и балета прошла серия премьерных показов «Раймонды»

Неплохо, то есть без грубых технических ошибок выглядела в партии Раймонды и Стефания Гаштарска, хотя, без сомнения, эта роль ей дана на вырост. И, к сожалению, не только ей: много вопросов к кордебалету и даже к корифеям… Словом, убить двух зайцев (то есть, угодить всем – и балетоманам, и широкой публике) у постановщиков не очень получилось. В выигрыше оказались вторые: зрелищность присутствует, костюмы цепляют глаз (художник по костюмам – Татьяна Ногинова), характерный танец на высоте, особенно экзотика испано-мавританской сюиты второго акта; убедительна парадность венгерского гран-па третьего…

На пределе возможностей: в Пермском театре оперы и балета прошла серия премьерных показов «Раймонды»

Да, что касается чисто «свертеть-скрутить-прыгнуть» и вовремя поставить точку, не говоря уже о баллоне – способности танцовщика сохранять положение во время прыжка, демонстрируя «зависание» в воздухе – серьёзные проблемы, и возникли они не вчера. Радует, что максимально использованы ресурсы труппы, которая и на первый, и на второй взгляд работает на пределе возможностей, есть неплохие дебюты, а значит, надежда на рост, то есть, на танцы. Танцы же нужны! – любила повторять Людмила Павловна Сахарова…

Как обычно, хорош оркестр (поздравления музыкальному руководителю и дирижёру Петру Белякину), в исполнении которого видны все нюансы музыкального шедевра Глазунова. Очень достойная сценография (художник-постановщик – Альона Пикалова) каждой картины, где есть и пышность великосветского двора, и звёздное волшебство лирического сна, и сочные краски восточного шатра, и утончённая роскошь королевской свадьбы. Сценография интересно поддержана световой партитурой (художник по свету – Алексей Хорошев), создающей необходимый объём и «подтексты».

…Интересно, с какими мыслями и чувствами смотрел этот спектакль Алексей Мирошниченко, в постановке которого уже заявлен на декабрь балет «Ярославна» Бориса Тищенко?

Наталья Земскова

Фото Андрея Чунтомова предоставлены пресс-службой Пермского академического театра оперы и балета.