Стихи сходу
Мы привыкли так: писатель начинает встречу с читателями со своей биографии. После диалога выяснилось, что многим не хватило как раз биографического блока – воспоминаний, как и где автор пошел в школу, кто была первая учительница, первая любовь в третьем классе... Потом автор читает свои стихи или прозу и отвечает на вопросы читателей. Но Алексей Мальцев сразу вышел за рамки шаблона. Обратив внимание, что в день встречи несколько раз «зачинался» дождь, он сходу прочитал стихотворение про дождливую Пермь:
Прожить бы нам без потерь, которые – так некстати...
И в эту дождливую Пермь, как в Вишеру на закате
нырнуть у черты у той в водоворотах пенных,
и будничной суетой насытиться постепенно.
И пусть меня понесет, и свет дневной будет застить...
И это все, это все – не что иное как счастье!
Потом автор представил книгу о своем студенчестве «Перчатки с пришитыми пальцами» (16+), раскрывающей часть биографии. Затем читатели увидели клип песни на стихи Алексея Васильевича «Мы живем с тобой в Перми» в исполнении пермской кантри-фолк группы «Ба-Ба-Ту». И пошло-поехало: стихотворение – представление книги – песня, стихотворение – представление книги – песня. За время выступления автор представил полтора десятка своих книг, прозвучало 11 песен и столько же стихотворений. Вообще, пермский писатель Мальцев отметил своеобразный юбилей: у него вышло 30 книг и написано 30 песен на его стихи.

Песенные алгоритмы
– Мне цифра 30 кажется не менее привлекательной, чем, скажем, 31 или 32, поэтому сейчас целиком посвящаю себя песенному творчеству. Тем более что наступила эра ИИ – искусственного интеллекта, когда нейросети могут создать шедевр без участия профессионального композитора. Сегодня, как сказал бы князь Нарышкин в фильме «Корона российской империи» (12+) в исполнении неподражаемого Владислава Стржельчика, настоящие профессионалы испытывают творческий подъем. Необходимо лишь ювелирно создать качественный текст по всем канонам песенного искусства, отшлифовать, грамотно загрузить его в редактор и... шлягер готов. Не надо искать и упрашивать композиторов, аранжировщиков, которым не нравится то, другое, третье, – отметил Алексей Мальцев.
Более половины из прозвучавших на вечере песен создано именно таким образом. И, по отзывам зрителей-слушателей-читателей, такие песни ничуть не хуже написанных профессиональными композиторами. Ожидаемо на встрече прозвучал вопрос, не боится ли писатель, что ИИ заменит на каком-то этапе и поэта, и песни начнут создаваться полностью автономно, без участия живых людей?
– Зарекаться не стоит, в наше время все может быть, но пока подобные попытки выглядят уж больно топорными. Написать талантливо стихотворение очень непросто. «Как упоительны в России вечера» Виктора Пеленягрэ, к примеру, никакому ИИ не под силу. Если музыкальная песенная дорожка создается из миллионов и миллиардов уже прозвучавшего в эфире путем сложнейшего, неведомого нам пока синтеза и переформатирования, то с песенным текстом такое невозможно. Там работают метафоры, образы, гиперболы, симплоки-синекдохи, литоты, там необходимо поэтическое видение, поэтический взгляд на мир. К тому же ИИ – изобретение зарубежное, с русской поэзией и законами стихосложения малознакомое, поэтому до искусственного создания поэтических текстов ИИ на уровне Дербенева, Шаферана, Танича, Рождественского еще очень далеко, – считает поэт.
Впрочем, уточняет Мальцев, большинство так называемых песен современной эстрады выглядят так, словно текст создавался не как стихотворение, а как словесное дополнение к музыкальной дорожке, так что чем черт не шутит...
Безграничная память
Выступление Мальцева динамично, слушатели не скучают. Вслед за прозвучавшим стихотворением автор презентует очередную книгу, после которой звучит песня. Стихи и песни, кстати, меняются от выступления к выступлению. Если встреча проходит в библиотеке родного Закамска, звучат пронзительные «Закамские сосны».
Если автор выступает в Соликамске или Березниках, обязательно включает в программу стихи о Верхнекамье, о своей малой родине – Усолье. Один из гостей замечает, что обычно выступающие поэты берут на сцену свой сборник или смартфон и во время выступления не отрывают глаз от строк.
– О какой выразительности тогда может идти речь?! У меня в смартфоне вообще нет стихов. Как можно не знать наизусть свои собственные творения?! Помню, мы как-то с коллегами собрались в кафе, в качестве подарков я принес на встречу экземпляры только что вышедшего сборника «Пунктир габаритных огней» (12+). Одна из женщин в шутку предложила проверить, насколько я знаю свои произведения и раскрыла наугад книгу. Она прочитала первую строчку, я тотчас подхватил и прочитал стих до конца. Игра понравилась, и все стали листать подаренные сборники, зачитывая первые строчки, пытаясь загнать меня в угол. Не вышло, я каждое стихотворение читал до конца наизусть. В конце концов, коллеги были вынуждены сдаться, – вспоминает Мальцев.
Верхнекамье, Верхнекамье… Купола под облаками,
из тумана возникая, рвут на части душу мне.
Верхнекамье, Верхнекамье… Здесь когда-то смуглым парнем
на трамвайчике под Камень плыл я, будучи вполне неприкаянно-счастливым…
Пихты, кедры, сосны, ивы с берегов неторопливо разговор вели со мной.
А о чем вели – не помню, помню только – переполнен
был я Камой, небом, полднем – светом радости земной.
Ну и как это бывает, когда читатели встречаются с властителями дум, не обходится без вопросов о жизни. На этот раз он прозвучал так: как сейчас живет среднестатистический российский писатель?
– По-разному. Даже не осмелюсь предположить как. Скорее всего, разброс будет астрономический. Что касается лично меня, наступает лето – время путешествий. Считаю для писателя оптимальным вариантом отправиться на комфортабельном речном лайнере в Ярославль, Казань, Питер, Астрахань, Нижний, Самару...
Чтобы презентовать книги, песни, стихи, проводить литературные гостиные. Чтобы читатели «с берегов неторопливо разговор вели со мной».
Справка
Алексей Мальцев родился 20 октября 1961 года в городе Усолье. По окончании пермского мединститута 20 лет проработал врачом. Первая публикация появилась в газете «Звезда» в 1987 году. В 1999 году молодой А. Мальцев представил два поэтических сборника на санкт-петербургской «Конференции молодых литераторов Северо-запада» и был назван ее открытием. Тогда же был принят в Союз писателей России. В 2001 году в издательстве «ЭКСМО» вышел его первый детектив «Вакцина против мафии» (16+). В 2005 году оставил медицину ради профессиональной работы писателем. Работает в самых разных жанрах – классический детектив, психологический триллер, историко-приключенческий роман, психологическая проза, фантастический роман. На родине в Перми за писателем закрепилось устойчивое определение «мастер детектива».