СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
30.10.2024
16+
Архив

Маэстро Владимир Спиваков: «Мы постарались создать гармонию…»

Маэстро Владимир Спиваков: «Мы постарались создать гармонию…»
В Перми на сцене городского ДК имени Солдатова в рамках празднования 300-летия Перми состоялся XIV Всероссийский фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» (6+), традиционно организованный Пермской краевой филармонией. В этом году он посвящён юбилею основного участника – Национального филармонического оркестра России (НФОР), которому исполнилось двадцать лет.

В Перми на сцене городского ДК имени Солдатова в рамках празднования 300-летия Перми состоялся XIV Всероссийский фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» (6+), традиционно организованный Пермской краевой филармонией. В этом году он посвящён юбилею основного участника – Национального филармонического оркестра России (НФОР), которому исполнилось двадцать лет.

Центральной темой фестиваля стало 150-летие со дня рождения Сергея Рахманинова: в афишу были включены не только произведения этого композитора, но и его современников и последователей. Программа состояла из пяти концертов, в которых прозвучала симфоническая, хоровая, фортепианная и вокальная музыка.
Фестиваль открылся 6 июня Третьим концертом ре минор Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром, одной из вершин творчества композитора. Его сложнейшая и в то же время прозрачная архитектура завораживает с первых же тактов, а безупречное равновесие – это образец ясности замысла.

Маэстро Владимир Спиваков: «Мы постарались создать гармонию…»

Явное лидерство здесь у солиста, и заслуженная артистка России Екатерина Мечетина виртуозно его продемонстрировала. Она не только доминировала, легко вычерчивая свой музыкальный узор, но и выстраивала художественную вертикаль, от которой словно отталкивался оркестр, его музыка кружила и обволакивала могучее соло.

Сила, величие, строгость, «минорная чистота» Третьего концерта задали точную интонацию всего фестиваля, весьма далёкого от состояния праздника… И бисы первых дней (рахманиновская «Молитва», мотет Иоганна Себастьяна Баха «Иисус, радость моя») говорили обо всём лучше всяких слов. И Маэстро… Временами казалось, он не с нами, а где-то далеко, там, куда его увела музыка.

Во втором отделении концерта прозвучал хоровой цикл Сергея Рахманинова «Три русские песни» и кантата «Иоанн Дамаскин» для хора и оркестра Сергея Танеева, учителя композитора. Произведение, которое в музыкальном мире по праву считается «Русским реквиемом»…
Гвоздём программы 7 июня стала «Коронационная месса» Вольфганга Амадея Моцарта. Вместе с Национальным филармоническим оркестром России её исполнил Академический Большой хор «Мастера хорового пения» и солисты ведущих музыкальных театров Москвы – Анна Аглатова (сопрано), Полина Шамаева (меццо-сопрано), Ярослав Абаимов (тенор) и Родион Паульс (бас).

Всё в этом вдохновенном исполнении блистало строгой красотой – сочетание бархатистого тенора и очень низкого (одного из самых низких в России) баса, тончайшее переплетение голосов, хор, создающий густое и в то же время прозрачное музыкальное полотно, деликатно звучащий оркестр, его обрамляющий.

Месса до мажор, то есть, собрание частей католической литургии латинского обряда, тексты которой положены на музыку для одноголосого или многоголосого пения, была написана Вольфгангом Амадеем Моцартом в марте 1779 года. Скорее всего, она предназначалась для исполнения на Пасхальном богослужении (мессе). «Коронационной» месса стала называться уже после смерти Моцарта, тогда, когда стала исполняться при коронациях – в Праге 1791-го во время коронации Леопольда II королём Богемии, а двумя годами позже – на коронации его преемника Франца II. Есть версия, что Моцарт написал мессу до мажор ко дню увенчания короной иконы Богоматери в церкви Вознесения.

В первом отделении концерта прозвучали концерт для фортепиано и струнного оркестра Альфреда Шнитке (сольная партия – лауреат международных конкурсов Тимофей Владимиров) и произведение Langsamer Satz («Медленная часть») австрийского композитора Антона Ве́берна.
8 июня за дирижёрский пульт встал Арсентий Ткаченко, хорошо знакомый пермским меломанам. Вечер открылся Концертом № 1 для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова в 1-ой редакции; солировал заслуженный артист России Александр Гиндин.

Первый концерт для фортепиано с оркестром – раннее сочинение композитора, написанное ещё до окончания Московской консерватории. Особенно интересно его слушать сейчас, когда нам известны все шедевры Рахманинова, вышедшие из «этой отправной точки».

Словно взнуздав оркестр и крепко его держа, Арсентий Ткаченко укрупнил самые интересные фрагменты сочинения, а Александр Гиндин с блеском и долей юмора преподнёс его публике. И произведение юного композитора засияло в этом прочтении новыми гранями. В этот же вечер звучала симфония «Манфред» Петра Ильича Чайковского в четырёх частях, созданная на основе романтической драмы Джорджа Байрона.

Маэстро Владимир Спиваков: «Мы постарались создать гармонию…»

9 июня за дирижёрский пульт снова встал маэстро Владимир Спиваков: с Национальным филармоническим оркестром России блистательно играл лауреат международных конкурсов Филипп Копачевский. Это было знаменитое «Итальянское каприччио» П.И. Чайковского и жемчужины позднего периода Рахманинова, созданные после отъезда из России: Рапсодия на тему Паганини и знаменитые «Симфонические танцы»...

Конечно, все ждали закрытия… Прошло четыре дня, а маэстро, как всегда, виртуозно дирижировавший оркестром, по-прежнему «был далеко» и не менял интонацию первого дня. Он, конечно, бросил на нас несколько живительных брызг в «Итальянском каприччио» и Рапсодии на темы Паганини, но и они растворились в облаке отстранённости и ледяного совершенства «классики-классики».

Закрытие. Увертюра к опере «Милосердие Тита» В. А. Моцарта. Что-то дрогнуло и начало меняться. А когда зазвучал моцартовский концерт N 23 для фортепиано с оркестром, всё вдруг стало оживать на глазах. За фортепиано сел Даниил Абросимов, победитель XXIII Международного телевизионного конкурса юных музыкантов. Как он в тот вечер играл!.. Как дирижировал Владимир Теодорович!.. Майя Плисецкая заметила много лет назад: дирижёр – это энергия и мурашки по коже. Думаю, все почувствовали эти мурашки.

Во втором отделении прозвучала симфония №4 ля мажор Феликса Мендельсона. И – потрясающие бисы. Даниил Абросимов в строжайшей тишине в зале сыграл «Грёзы» Шумана. А когда концерт вошёл в финальную стадию, оформился и месседж фестиваля. Владимир Теодорович объявил вальс Дмитрия Шостаковича из фильма «Первый эшелон». Музыка. Слёзы в зале… За вальсом Шостаковича – увертюра из фильма «Дети капитана Гранта» Исаака Дунаевского. А затем… Затем маэстро обернулся в зал точно так же, «как раньше», закончил всё на невероятном подъёме – пьесой испанского композитора XIX века Федерико Чуэки. Пьесой, в которой звучит попурри пасодоблей, болеро, хабанер и галопов для вмиг ожививших зрителей, откликнувшихся пронзительной овацией….

– У нас у всех сейчас непростое состояние души, - улыбнулся маэстро. – Но мы сегодня постарались создать гармонию. Это важно…

После бисов губернатор Дмитрий Махонин вручил Владимиру Спивакову медаль «Во славу и развитие Перми» и пообещал в течение месяца открыть после ремонта Большой зал филармонии.

Маэстро Владимир Спиваков: «Мы постарались создать гармонию…»

– Я четырнадцать лет езжу в Пермь, – отозвался Владимир Теодорович, и каждый губернатор мне обещал новый зал. Судьба распорядилась так, что это получилось только у вас…

Кстати, все концерты фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…» транслировались по программе Пермской краевой филармонии «Виртуальный концертный зал» (сегодня их уже 42), позволяющей жителям глубинки прикоснуться к высокому искусству и ощутить эффект присутствия и живого звучания.

Наталья Земскова

Фото предоставлено Пермской краевой филармонией.