СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
15.09.2024
16+
Архив

Монофест и «тайные комнаты»: как прошел 10-й фестиваль моноспектаклей в Перми рассказывает культурный обозреватель краевой «Звезды»

Монофест и «тайные комнаты»: как прошел 10-й фестиваль моноспектаклей в Перми рассказывает культурный обозреватель краевой «Звезды»
В Перми состоялся 10й фестиваль моноспектаклей   «МОНОfest». В его афишу вошли лауреаты предыдущих фестивалей.

В Перми состоялся 10й фестиваль моноспектаклей   «МОНОfest». В его афишу вошли лауреаты предыдущих фестивалей.

Дело даже не в том, что такая ретроспектива – великолепный шанс для зрителя  увидеть то, что пропустил. Это возможность одним взглядом охватить историю «МОНОfestа», без которого сегодня невозможно представить театральную карту Перми. А история того стоит.

Десять лет назад (кто это помнит?) фестиваль «МОНОfest», например, явил миру Альберта Макарова. Это только кажется, что ведущий актер Театра-Театра был с нами всегда. Девять лет назад Альберт, вернувшись после тяжёлых метаний из Питера, где были и работа у Льва Додина в МДТ, и съёмки в телесериалах, и много другого, поступил в труппу Коми-Пермяцкого драматического театра. Томился, метался, искал, взял пьесу Эдварда Радзинского «Последняя ночь последнего царя» (16+), поставил и сыграл в ней сам. Заявился на 1-й «МОНОfest», прошёл экспертный отбор и... стал первым лауреатом.

Можно представить, какой шок испытали члены жюри, когда никому не известный актёр сыграл царя Николая Второго, его супругу Александру Фёдоровну и их убийцу Якова Юровского.  Даже не сыграл, а, «войдя в транс», погрузил зал в те события. Ведь то, что делает Альберт Макаров – это не игра, а чистое шаманство, обряд, театральная месса...

Монофест и «тайные комнаты»: как прошел 10-й фестиваль моноспектаклей в Перми рассказывает культурный обозреватель краевой «Звезды»

Пьеса «Последняя ночь последнего царя» была написана в 1996 году и сразу же поставлена в московском Манеже режиссёром Валерием Фокиным. Текст, пик известности которого приходится на нулевые,  много раз переиздавался, но к десятым годам тема, что называется, была освоена – пришли другие исторические события и персоналии. И тут Макаров, то есть, Юровский... Мы следим за событиями трагической ночи его глазами. И большинству зрителей эти факты прекрасно известны. Но вот начинается действо, и вы забываете всё, что знали до этого; вас ведут за руку в тайную комнату, вы останетесь в ней до конца, который вам тоже известен.  Нерв, на котором идёт спектакль, служит частичной анестезией от боли, но и сам несёт эту боль, а значит, она  всё ещё не изжита...

После того, как «Последняя ночь...» прогремела на Первом «МОНОfestе», гром этот докатился до художественного руководителя Театра-Театра Бориса Мильграма. Мильграм съездил в Коми-Пермяцкий театр посмотреть на работы Макарова, ну, а дальше вы знаете – теперь Альберт Макаров играет практически все главные роли в Театре-Театре.

Так что одна из функций пермского «МОНОfestа» – это зажигание звёзд. Имена, прозвучавшие на фестивале, как правило, становились номинантами и лауреатами национальной театральной премии «Золотая маска».  Скажем в 2021 году в номинацию «Драма малой формы» и «Эксперимент» вошли сразу несколько спектаклей, изначально показанных на Монофесте: "Вертинский" (16+) ТТ, спектакль  "В." (18+) и "Сибирь" (18+) в постановке Романа Кагановича («Театр НеНормативной пластики» г. Санкт-Петербург), "Дюймовочка" (16+) в постановке Ольги Пона (г. Челябинск)...

Абсолютно разные, они совпадают в одном – в актёрской исповедальности, ради которой, я думаю, зритель и ходит на «МОНОfest». Камерное пространство, доверительный разговор, интонация, с которой обращаются лично к тебе...

Таким доверительным разговором стал спектакль «Геройские анекдоты» (12+) Театра кукол Кузбасса (г. Кемерово), лауреат «Монофеста-2020». Исключительный случай, когда постановка полностью создана одним автором и исполнителем, потому что Пётр Зубарев не только сыграл и срежиссировал спектакль, но и написал к нему текст.

Монофест и «тайные комнаты»: как прошел 10-й фестиваль моноспектаклей в Перми рассказывает культурный обозреватель краевой «Звезды»

Кажется, этот текст – нанизанные одна на другую солдатские байки, весело рассказанные на привале между походами. Пересыпанные пословицами и поговорками, они сначала выглядят бойкими зарисовками условной солдатской реальности. И только в финале становится ясно, что сквозь «байки» и похождения бравого солдата пробивается целая жизненная философия.

По словам Нины Соловей, арт-директора Монофеста, спектакль «Геройские анекдоты» – едва ли не единственный случай, когда постановка была поставлена в афишу, минуя жёсткий отбор экспертного совета. Работая в жюри на одном из театральных фестивалей, Нина Соловей увидела работу Петра Зубарева и включила в программу «МОНОfestа», не сомневаясь в поддержке экспертов.

Спектакль «Похороните меня за плинтусом» (18+), поставленный Романом Боклановым по мотивам повести Павла Санаева и сыгранный Максимом Морозовым (Большой театр кукол, Санкт-Петербург), стал лауреатом Девятого Монофеста. Только осенью его давали в Доме актёра, а сейчас – на «Сцене-Молот», где он, кстати, прекрасно встал.

Текст повести заметно купирован. А сценическое высказывание получилось не столько о несчастном ребёнке, мечтающем вернуться к любимой маме от чудовища бабушки, сколько о несчастной женщине, впавшей в пограничное состояние из-за невозможности изжить  горе после гибели сына.

Точный, очень выверенный режиссёрский спектакль. Тонко и виртуозно работающий актёр, черёз которого мы видим целую галерею домашних. Собственно куклы в этом спектакле использованы минимально: бабушка-матрёшка, стеклянная статуэтка мамы... Дед, не имеющий права голоса, показан оригинально и броско. От его имени актёр исполняет рифмованные куплеты в стиле Владимира Высоцкого, из которых становится ясна предыстория и трагедия этой семьи.

Поразительно, с какой точной «мерой весов» сыгран этот спектакль, получивший диплом лауреата первой степени. Ничего же нет: дверь, стол, стул, стиральная доска, какие-то обломки старой жизни. Но Максим Морозов играет так, что вы, погружаясь в историю, плачете  обо  всех, а затем, понимая, что бабушка прощена, вздыхаете с нескрываемым облегчением.

Монофест и «тайные комнаты»: как прошел 10-й фестиваль моноспектаклей в Перми рассказывает культурный обозреватель краевой «Звезды»

Наконец, «Комната Герды» (12+) в постановке  Яны Туминой Санкт-Петербургского театра «Особняк», спектакль, которым открывался фестиваль... Спектакль-фантасмагория, постимпрессионистским эхом отталкивающийся от сказки всех времён и народов Ганса Христиана Андерсена. «Мемы»-образы «Снежной королевы» – Роза, Старушка-Цветочница, Ворон, Маленькая Разбойница, Старая  Лапландка, – это всего лишь опоры, которые не дают скукожиться памяти Герды-старушки, спрятанной в тесном квадратном мирке собственной старости.

Немудрено, что все предметы в нём оживают – хищно выдвигается стол и ускользает обычная кружка, зеркало отражает то, что было живо примерно полвека назад, люди на фотографиях разговаривают и машут руками, Герда уже не Герда, а те, кто  с ней когда-то соприкасались. Спектакль об экзистенциональном одиночестве, в котором человек приходит в мир, пытается его обжить, достичь хоть какой-то сопричастности, прежде чем уйти из «зоны комфорта», выломив внутрь кусок ледяной стены...

Монофест и «тайные комнаты»: как прошел 10-й фестиваль моноспектаклей в Перми рассказывает культурный обозреватель краевой «Звезды»

Сказка в исполнении Алисы Олейник обозначена как «лирический хоррор», который каждый день и час преодолевает многоликая героиня. Четыре домашних стены, то и дело трансформирующиеся в кошмары прежних опытов – метафора человеческой жизни, к старости оказывающейся разобранной на постмодернистские пазлы.

Впрочем, звенящая светлая нота, на которой идёт весь спектакль, плюс трагикомичные сцены почти нейтрализуют давящую грусть темы, переведённую таким образом в категорию эстетическую...

Что же касается финального спектакля фестиваля – «Любимый артист» в  постановке Дмитрия Заболоцких и исполнении Александра Смирнова, то он и вовсе вышел ловким, летящим и очень красивым, собственно, как и весь Монофест.

Наталья Земскова

Фото Евгения Малышева