Свинцовые шахматы, не имеющие аналогов, уникальные изразцы, с конца XVIII века более не изготовлявшиеся, знаменитый клад из «дома Лары» и другие находки археологов демонстрируются на выставке «Докопаться до города» (6+), открывшейся в основном здании Пермского краеведческого музея (Дом Мешкова) в преддверии 300-летия города на Каме.
А самую крупную находку, совершенную в 2022 году, кстати, уместить невозможно не только в небольшом выставочном зале Дома Мешкова, ее и ни в какое здание переместить нельзя.
...Потому что это – часть мостовой Соликамского тракта (подробнее см. номер от 15 апреля 2022), обнаруженной на реновированной территории Завода Шпагина по соседству со стройплощадкой для новой художественной галереи. Этот участок остался на месте, в музее же оттуда экспонируются сейчас нательные крестики, монетки, перстни и другие мелкие предметы, извлеченные из щелей между древних бревен.
В целом же, как сообщили организаторы, на выставке демонстрируются предметы, найденные археологами в историческом центре города за всю Новейшую российскую историю, с начала 1990-х годов. И это как экспонаты из фондов музея, так и недавние находки, которые в будущем также станут музейным достоянием.
Впервые на всеобщее обозрение представлен набор шахматных фигур из свинца, обнаруженных в огороде одной из усадеб. Черные и белые фигуры представляют старинных воинов двух войск, из которых одно турецкое, другое европейское. Пятнадцать фигурок, которые попали к археологам, находились в поливном горшке.
– Конечно, их должно быть тридцать две. Но сохранилось только пятнадцать, – сказала одна из авторов проекта, ведущий научный сотрудник музея Екатерина Попович.
По ее словам, скорее всего, у последнего владельца эти шахматы использовались не по назначению, судя по тому, что у некоторых фигур отсутствовало основание. Есть предположение, что этот хозяин использовал их для рыбной ловли в качестве грузила.
Также внимания заслуживают изразцы, датируемые концом XVIII века, периода, когда в Перми, только ставшей губернским городом, возводились присутственные (административные) здания и особняки знатных граждан. Такой плиткой облицовывались печи в них. Ограниченная партия этих изразцов была изготовлена бригадой иногородних мастеров-кирпичников, которые, выполнив свою работу, покинули наши края и больше в Пермь не приезжали, отметила Попович. После них подобных изразцов больше не изготавливалось, а все имевшиеся были практически утрачены после грандиозного пожара 1842 года.
– В других городах нашего края таких изразцов также не было обнаружено, так что они уникальны, – рассказала сотрудник музея.
Еще на выставке представлена часть фарфорового сервиза, найденного в 2019 году, так называемого «клада Лары», как его прозвали за близость места обнаружения (ул. Ленина, 16), к «дому с фигурами» из пастернаковского «Доктора Живаго» (12+) – особняку Грибушина (ул. Ленина, 13а), об этой находке пермская пресса много писала.
«Клад Лары» – это не золото и серебро, а большой набор фарфоровой посуды, столовый, кофейный и чайный сервизы производства фабрики Кузнецова. Эта находка дала повод к целому историческому расследованию по поискам истинных хозяев этого клада, о которых рассказала младший научный сотрудник Камской археологической экспедиции, с недавних пор директор музея истории Пермского госуниверситета Мария Мингалева.
– В девяноста девяти процентах случаев мы не сможем сказать, кому принадлежала та или иная вещь. Однако у городской археологии возможность установить субъекта имеется, если сохранились источники – списки домов с информацией, кто в них жил, – сообщила Мария.
По словам археолога, хозяйка этой раритетной посуды – Анна Петровна Исупова, в конце концов эмигрировала в Харбин, о чем свидетельствует в том числе хабаровский архив со сведениями об эмигрантах, где есть и ее дело.
– Мы сопоставили даты, хозяев дома и таким образом выявили хозяйку. Такое – большая редкость, – подытожила эксперт.
Мария Мингалева также поведала о специфике работы археологов в густонаселенной застройке. Разбивать палатки в безлюдных местах и просеивать под палящим солнцем землю в ситах в поисках бесценных артефактов, как мы привыкли видеть в кино, посреди миллионника, как правило, не приходится. Раскопки в крупном городе обычно обусловлены строительством.
– Работы разворачиваются в местах, где собираются что-нибудь строить, – пояснила Мингалева. – Археологи работают перед началом этой стройки, исследуя этот участок. После стройки он будет навсегда утрачен.
На выставке «Докопаться до города» посетители ознакомятся не только с находками, но и с фотоснимками с раскопок, с их инвентарем и послушают интервью с участниками раскопок.
Открытии выставки сопровождалось выступлением барда Константина Завалина с песнями, выражающими романтику этой ученой профессии.
Знакомиться с результатами труда археологов за три десятилетия городской истории в Доме Мешкова можно будет до конца лета.
Сергей Крюков