Премьера балета «Ярославна» (12+) Бориса Тищенко в поставке Алексея Мирошниченко (хореограф) и Артёма Абашева (музыкальный руководитель и дирижёр) состоится в Пермском академическом театре оперы и балета 14-17 декабря.
Сегодня в театре идут репетиции последней премьеры 2023 года, над которой работают также художники Альона Пикалова (сценография), Татьяна Ногинова (костюмы) и Алексей Хорошев (свет).
Идею создания балета по мотивам поэмы «Слово о полку Игореве» композитору Борису Тищенко предложил хореограф Олег Виноградов. Он же выступил художником и автором либретто мировой премьеры «Ярославны», выпущенной в 1974 году в соавторстве с режиссером Юрием Любимовым.
Постановка ленинградского МАЛЕГОТа и сейчас считается легендарной — ею восторгались многие музыканты, особенно Дмитрий Шостакович. Академик Дмитрий Лихачев отмечал верность партитуры Тищенко литературному первоисточнику, противопоставляя ее «Князю Игорю», опере, которая «приближается к «Слову» лишь по касательной».
Балет «Ярославна» возвращается на сцену в прочтении хореографа Алексея Мирошниченко, который специально для постановки в Перми создал новую версию либретто.
По признанию Мирошниченко, «Ярославна» станет самой масштабной балетной постановкой сезона — в ней будут задействованы артисты Пермского балета, оркестра и хора театра, студенты хореографического училища и детских балетных студий.
В нашей постановке я иду строго по музыкальной драматургии Тищенко, но не стараюсь представить Игоря ни героем, ни злодеем. Это человек, который поддался страстям и ошибся, — говорит главный балетмейстер Пермского академического театра оперы и балета. — Что бы мне хотелось подчеркнуть в этом спектакле? То, что сила — в единстве; что только сплотившись, можно победить врага. То, что главное в человеческой жизни — это любовь. Именно своей любовью Ярославна и вызволяет Игоря из постыдного плена.
Партитура Бориса Тищенко — совершенно уникальное произведение. Иначе как озарением его не назовешь: настолько понять, прочувствовать и найти убедительные музыкальные аналоги тексту «Слова…»! Всё продумано по структуре; музыка образная, чувственная, при этом очень сложная и для оркестра, и для балета. Перед нами композитор высокого таланта, глубины, культуры и образованности. Его музыка очень интеллигентна, и другой к этому литературному первоисточнику я не могу представить, как невозможно представить себе в другом звучании «Лебединое озеро» или «Щелкунчика»…
Наталья Земскова
Фото: краевая газета «Звезда»