«Танго с коровами. Железобетонные поэмы» Василия Каменского обернулись творческим проектом «опера-дефиле». Музыку написал лауреат премии имени Шостаковича, председатель Пермского реготделения Союза композиторов России Игорь Машуков.
– Это одна из самых красивых и необычных книг русского авангарда (издана в Москве в 1914 году). Книга нарисована Давидом и Владом Бурлюками на обратной стороне пестрых мещанских обоев, по словам Каменского, «в знак протеста против роскошных буржуазных изданий», – рассказывает Игорь Машуков о литературном первоисточнике.
Характерен и подзаголовок сборника – «железобетонные поэмы». Железобетон – это новый строительный материал начала технического ХХ века. Он только-только входил в употребление, и футуристы, с их бунтом против сладкозвучных эвфемизмов символистов, подхватили это новое слово из лексикона строительной техники. Кроме того, поэмы в книге как бы собраны, составлены из отдельных блоков-глав.
Как известно, судьба поэта Василия Каменского связана с Пермью: он родился в каюте парохода, шедшего по Каме между Пермью и Сарапулом, жил под Пермью, публиковался в газете «Пермский край», а в 1913 году открыл первую в нашем городе выставку современных художников. В советские годы Каменский работал журналистом областной газеты «Звезда», на днях отметившей 105-летие.
Именно Каменский придумал слово «самолёт». Не менее чем с Пермью, Василий Каменский связан с авиацией, о чем не так давно снят фильм. Он одним из первых завел себе моноплан «Блерио XI», летал, попал в авиакатастрофу, выжил и снова начал летать.
– Василий Каменский разбился в 1912 году в Варшаве во время показательных выступлений. Тогда он упал вместе с аэропланом и очень сильно повредил ноги. Покалеченного поэта привезли в его имение под Пермью – в село Троица (ныне там дом-музей). И этот блестящий мачо, один из первых авиаторов России, самый первый авиатор Прикамья, который для тогдашнего населения страны был подобен космонавтам в 60-е, оказался в глубинке, в провинции. Что его там могло окружать? – задался вопросом автор оперы. – Наверное, коровы, прежде всего. С одной стороны, танго – это стиль его отношения с жизнью. Ну а коровы – та действительность, в которой он непредвиденно для себя оказался…
«Танго с коровами» на стихи Василия Каменского – в числе первых примеров визуальной поэзии. Как отмечают специалисты, музыка сочинения, как и поэзия глашатая русского футуризма, выходят за рамки академического искусства: сочинение написано актуальным музыкальным языком, сочетающим элементы классики, авангарда и популярной музыки.
Опера-дефиле включает в себя модный показ, а музыкальное произведение состоит из 14 частей, большая половина которых – современная академическая музыка, другая – танцевально-электронная, для создания которой использовались и сэмплы, и имитация современных перкуссий, и живая обработка звуков – в целом, многослойная, продвинутая электроника.
Современная подача звукового материала – простой и эффективный способ нарисовать пейзажный фон для событий, создать историческую атмосферу минимальными средствами. Невероятно ценно, что создатели оперы доверяют зрителю построить свой изобразительный ряд, не навязывая собственных решений. Причем на первый взгляд, в оркестре, исполняющем оперу, предметы сплошь утилитарные, – рупор, коровье ботало, двуручная пила и бухгалтерские счеты – полноправные участники музыкального действа.
– Книга Каменского очень яркая и красочная, хотелось написать такую же яркую и красочную музыку. Один из приоритетных трендов современной музыки – использование альтернативных ударных инструментов. Там есть все, что я люблю: спичечные коробки из моего детства – шпоновые, издают чирикающий звук, я их называю русскими кастаньетами, терменвокс, который звучит выразительно и пластично, как далекие сирены, счеты звучат как альтернативная перкуссия – это когда в качестве ударных инструментов используются не ударные.
При этом все усилено электронной обработкой звука. Плюс мы используем боди-перкуссию и снэпы. Кроме того, я с детства слышал городские песни, типа «Мурки», «Цыганочки» и «Маруся отправилась». Это все тоже есть в опере. Сам Каменский, кстати, играл на баяне и, думаю, он исполнял именно такие песни. Поэтому этот интонационный план и пласт тоже есть в моей музыке. Кроме этого, есть чаны с водой, куда мы набираем в бутылочки воду из Камы, микрофоним, и наши артисты работают с этой водой. Это не только потрясающая энергетика, но и изумительное звучание!
Все это входит в состав музыкальной ткани оперы. Для кого-то, может быть, эти ритмы кажутся не живыми и искусственными, но для молодежи они родные, они к ним привыкли. Я проверяю это на своих студентах музыкального колледжа и института культуры, и когда они слышат одновременно скрипку и биты, говорят, что это очень круто! – приоткрыл секреты «кухни» Игорь Машуков.
Кстати, студенты обоих учебных заведений принимают в опере самое активное участие. Плюс артисты Пермской оперы – Ольга Попова (меццо-сопрано) и Сергей Костарев (тенор), Анна Кохан (скрипка). Музыкальный руководитель и дирижер – Татьяна Иванова. Стихи Василия Каменского читает любимец публики актер Александр Смирнов. В общем, компания подобралась презанятная.
Думается, футурист, друг Маяковского и Лили Брик остался бы доволен. Премьера полной версии оперы должна стать подарком родному городу футуриста-авиатора на 300-летие краевого центра. Ну а 21 ноября 2022-го в частной филармонии «Триумф» состоится предпоказ из четырех частей.
Маргарита Неугодова
Использовано фото из архива Пермского краеведческого музея.