Создатели проекта «Дети выдры» решили вернуться к своему громкому успеху – спустя 13 лет.
Мировая премьера музыкальной сверхповести «Дети Выдры» Велимира Хлебникова на музыку Владимира Мартынова и тувинскую народную в исполнении группы Хуун-Хуур-Ту (Тува), ансамбля Opus Posth (Москва) и Пермского хора «Млада» состоялась в далеком 2009 году, благодаря уникальному сотрудничеству Пермской филармонии и продюсера Александра Чепарухина.
Пермякам этот гуру современной музыки запомнился как музыкальный идеолог «культурной революции», который шаманил над плэй-листами фестивалей «Движение» и «Сотворение мира», приглашал хедлайнеров на «ГогольFest» и KAMWА. Благодаря ему провинциальная Пермь содрогнулась, впервые услышав живьем таких легенд, как KTU, Fun-Da-Mental, Treya, Ят-ха, Зуля Камалова и многих-многих других.
В год же 50-летия полета Юрия Гагарина Пермь вообще стала центром главного космического события – концерта на орбите. Американский астронавт Кэтрин Колман исполнила для пермяков на флейте произведения Баха, находясь на борту космической станции. А знаменитая британская группа Jethro Tull аккомпанировала астронавту Колман, находясь на сцене Большого зала Пермской филармонии. Подыгрывал музыкантам московский ансамбль Opus Posth. Перед полетом в космос лидер группы, великий флейтист Иэн Андерсен подарил Колман флейту в надежде сыграть с ней вместе, – он со сцены, она из космоса. И это случилось! В организации совместного выступления тогда участвовали Роскосмос и NASA.
И вот возрождение старых проектов, о которых тогда говорил буквально весь мир. 5 ноября Пермский Академический хор «Млада» под руководством Ольги Выгузовой исполнит «Детей выдры» в Концертном зале имени Чайковского Московской государственной академической филармонии. Конечно, к хору присоединятся легендарный тувинский ансамбль «Хуун-хуур ту», который называют самым выдающимся музыкальным явлением России за последние десятилетия, «способным ворваться в мозг и оставить там отпечатки копыт», ансамбль старинной музыки Opus Posth Татьяны Гринденко и композитор Владимир Мартынов, который партитуру «Детей Выдры» написал специально для Перми.
Напомним, что «Дети выдры» созданы на основе двух «сверхповестей» Велимира Хлебникова: «Дети выдры» и «Зангези». «Сверхповесть» – термин Хлебникова, введённый им для обозначения новой текстовой реальности, заключающейся в сочетании как бы не сочетающихся друг с другом текстов. Эта «сочетаемость не сочетаемого» кладётся в основу и музыкальной композиционной структуры «Детей выдры». Сочетание архаичного прамузыкального тувинского горлового пения с современными композиторскими методиками работы с материалом.
Ансамбль Хуун-Хуур-ту, владеющий секретами и методиками одного из самых древнейших на земле типов музицирования – «горлового пения», представляет наилучшие возможности для реализации идеи «Детей выдры». Их пение так же древне и так же мощно, как и мифологические образы сказаний о Выдре – архаического животного тотема, который в тексте Хлебникова имеет космогонический смысл.
А команда Opus post является на сегодня очевидно лучшим ансамблем, исполняющим музыку авангарда и минимализма. Их исполнения Ксенакиса, Фэлдмана, Филиппа Гласса давно уже считаются непревзойдёнными образцами понимания сути современного музицирования. Добавим, что проект «Дети Выдры» уже был представлен в Москве, Санкт-Петербурге, Люблине.
В Концертном зале имени Чайковского Московской филармонии состоится уже 8-е исполнение с участием пермского хора. Кроме того, два диска с записью «Детей Выдры» вышли в России в 2010 и в 2012 годах, а также в Германии в 2018-м.
Маргарита Неугодова