Посмотреть на диковинные работы народного мастера Прикамья Надежды Гармановой приглашает пермская библиотека имени Пушкина.
Они выполнены в разных техниках: это и аппликация на деревенских ковриках в виде панно, и вышивка «северные русские швы», которая очень разнообразна, но все объединяют орнаменты и красно-белая цветовая гамма. Здесь же представлены женские украшения и любимые куклы-чайницы.
Сюжеты экспозиции декоративно-прикладного искусства «Русь изначальная», посвященной теме дохристианской Руси, – судьба народа, отраженная в отечественном фольклоре. Сама художница определяет свой стиль как авторский текстиль.
– Мое творчество – все, что связано с ниточками и тряпочками, с текстилем. Я могу ткать, вышивать, шить, занимаюсь лосткутным шитьем, плету кружева, вяжу крючком и на спицах. Я делаю свои вещи, как песню пою, – плетет кружева повествования своей жизни Надежда Степановна. – Начинала совсем издалека.
Сначала окончила Кунгурское училище по камню – я камнерез пятого разряда. Потом очень много чего перепробовала. Год работала на ювелирном заводе, три года отработала оформителем, выучилась в Свердловском тогда еще университете на искусствоведа. В итоге, вернулась обратно в свое любимое училище, которое ныне называется колледжем. И 32 года с чистым сердцем проработала преподавателем истории искусства. Но так сложилась судьба, что кроме этого еще вела уроки истории народного промысла.
Семья у нас была удивительная: с маминой стороны все женщины были рукодельницами – бабушки, прабабушки все ткали и вышивали. Я прикладник-народник и деревня из меня просто прет! Я впитала в себя всю культуру Русского Севера – моя мама родом из Великого Устюга. И весь колорит моих работ – бело-красно-черный, северные швы – оттуда.
Там в каждом сундуке были такие вещи, они висели в каждом доме – полотенца на иконах, утиральники, скатерти, подзоры. И я пришла к этому северному шву, который почему-то называется росписью. Спросила у бабушки, откуда такое название? Для меня роспись – это рисование кисточкой. Она мне отвечает: нет, сначала контур обошьешь, а потом изнутри его как будто расписываешь. Швы, которые идут внутри контура, в народе называются разделки. И вот эти разделки можно создавать какие угодно.
Все персонажи на моей выставке – славянские. Все они родились когда-то в глубине веков, еще до христианства, все они символичны и имеют определенные правила изображения. Скажем, если это Берегиня, то женская фигура, внутри которой обязательно изображение цветка или древа жизни. На самом деле, швов существует огромное количество, я только насчитала 96…
Посетив выставку, убеждаешься: авторский текстиль – это то, с чем дома тепло в любое ненастье. В сложные 90-е умение превращать лоскутки и нитки в замечательные вещи во многом спасало Надежду Гарманову и выручало с точки зрения финансов. Сегодня спасает не меньше уже потому, что настроение во время процесса солнечное. Разделить его предлагает Пушкинка, выставка доступна до конца ноября. Вход свободный.
Надежда Гарманова в 1971-74 годах училась в Кунгурском художественном училище №58 на отделении «Обработка мягких пород камня». С 1978 года – преподаватель истории искусств в училище. В 1980-м окончила Уральский государственный университет по специальности «искусствовед». Надежда владеет разными техниками и видами прикладного творчества, среди которых лоскутное шитье, аппликация, вышивка, вязание, роспись. В 2009 году ей присвоено почетное звание «Народный мастер Пермского края».
Маргарита Неугодова
Фото предоставлено библиотекой.