Не просто выставка, а прогулка аж по Монмартру! И не с кем-нибудь, а с Морисом Утрилло – человеком, который без малого сто лет назад по заказу нашего легендарного земляка Сергея Дягилева создавал декорации для балета Дж. Баланчина «Барабо».
Но что Утрилло. Подлинники Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Кандинского, Шемякина и других гениев демонстрируются в самом центре Перми, в Центральном муниципальном выставочном зале на выставке «Мастера парижской школы» (12+).
Графикой классиков XX века мы обязаны галерее PS Gallery (Санкт-Петербург). Девяносто работ, которые могут видеть пермяки, недавно экспонировались в петербургском Государственном Эрмитаже.
Считается, что парижская школа берет начало в 1900 году, когда в столицу Франции приехал тогда еще никому не известный Пабло Пикассо. Кроме него, художники различных национальностей, возрастов, стилей и направлений, не сговариваясь, устремились в культурную столицу Европы, намереваясь преуспеть, становясь новаторами, задавая тренды для следующих поколений. В большинстве своем это были эмигранты, как Пикассо.
Марина Фельдблюм, директор Центрального выставочного зала:
– Большой блок работ посвящен книжной графике. Среди топовых имен – снова Сальвадор Дали, мир которого огромен, исключителен и не вписывается в рамки художественных течений (хотя сюрреализм прежде всего связывают с его именем).
В нашем зале снова представлена серия работ великого мистификатора. Примером позднего периода его творчества может служить грандиозный цикл «Моисей и монотеизм» по мотивам одноименного труда Зигмунда Фрейда. Главная фигура цикла – библейский Моисей. Предводителя иудеев у Дали сопровождают египетские мотивы, тем самым классик дает понять, что корни Моисея – в стране фараонов, пирамид и сфинксов («Моисей и Эхнатон», 1974).
Квартал на юго-востоке французской столицы, включавший до конца XIX века и крупный рынок, получил прозвание «Ле Аль», или «Чрево Парижа». Одноименный роман Эмиля Золя назван в честь него. Кварталу посвящены и работы нашего современника Михаила Шемякина под названиями «Чрево Парижа» и «Потроха»: громадная фигура мясника, «тушеноши», как их называли, с эдакой грацией разделывает сорокапудовую бычью тушу.
Техника Шемякина отличается своеобразным мрачным колоритом, легко переносящим нас, например, в роман Патрика Зюскинда «Парфюмер» (16+). Впрочем, стиль популярного автора менялся со временем. К 2000-м годам его колористика стала более монохромной, появились гротескные маски животных. Впрочем, мастер всегда стремится выйти за пределы обыденного сознания, чем бы он ни занимался – живописью, скульптурой или анимацией.
Он, кстати, здесь не единственный русский. Творчеству наших легендарных соотечественников – Марка Шагала и Александра Алексеева – отдан отдельный зал. Имя Алексеева мало что говорит широкой публике, хотя он снискал популярность за рубежом, изобрел новую технику «игольчатого экрана», благодаря чему стал успешным аниматором. Ныне на выставке представлен его цикл «Слово о полку Игореве» (12+).
В серии же Марка Шагала, посвященной «Мертвым душам» Гоголя, всего 96 работ. В Перми сейчас представлены двенадцать из них. Шагал не отходил от сюжета и авторского описания персонажей поэмы в прозе: практически все иллюстрации последовательно описывают сцены книги. Образы гротескны: персонажи предстают в фантастическом и уродливо-комическом облике.
Образы одного героя на разных иллюстрациях настолько сильно отличаются, что их бывает непросто узнать с первого взгляда. Например, лицо Чичикова постоянно меняется. А город N, в котором происходят события «Мертвых душ», напоминает родной провинциальный Витебск.
Впервые «Мертвые души» с иллюстрациями Шагала вышли в свет осенью 1948 года, коллекционным тиражом 368 экземпляров: два массивных несброшюрованных тома, упакованных в футляр, иллюстрации располагались на вкладных листах. В том же году они были удостоены Гран-при Венецианского биеннале.
Сегодня полные серии из 96 офортов хранятся в трех музеях бывшего СССР: в Третьяковской галерее, в Эрмитаже и в Музее Шагала в его родном Витебске (Белоруссия). Кстати, на одном из офортов художник изобразил себя с Гоголем, гравюра называется скромно: «Гоголь и Шагал».
«Мастера парижской школы» – второе крупное событие в рамках сотрудничества пермского Центрального муниципального выставочного зала с петербургской галереей современного искусства PS Gallery, известной партнерством с Государственным Эрмитажем. В 2021 году пермяки уже познакомились с образцами из собрания галереи на выставке Сальвадора Дали «Сюрреализм – это Я» (18+).
Выставка доступна до 27 февраля.
Павел Башмаков, коллекционер, владелец галереи PS Gallery:
– В России имена Матисса, Пикассо, Шагала, безусловно, на слуху. А вот таких выдающихся мастеров, как Жуан Миро, Брам ван Вельде, Морис Эстев и другие, мало кто знает, а вообще-то следовало бы. Поэтому мы на нашей выставке хотим познакомить публику с как можно большим количеством имен, направлений и стилей.
На нескольких веков был важен культурный обмен между Россией и Францией. Актуален он и для нашего проекта. Свидетельством тому – литография Шагала из его серии «Взгляд на Париж».
В ХХ веке многие из упомянутых нами художников были увлечены уходящим корнями в древность цирковым искусством с его духом свободы. В эту стихию мы предлагаем зрителю окунуться вместе с Матиссом, Фернаном Леже, Джорджем Руо… И это еще не весь список блестящих имен, которые вы здесь найдете.
Маргарита Неугодова
info@zwezda.su