За «Кулисой», волшебно: как распределены награды прикамского театрального фестиваля-конкурса

23 ноября, 01:42


22 ноября в пермском Доме актёра состоялось закрытие театрального фестиваля-конкурса «Волшебная кулиса», которая проходит при поддержке Союза театральных деятелей России, Министерства культуры РФ и министерства культуры Пермского края.

За девять фестивальных дней на сценах Прикамья были показаны семнадцать лучших премьерных спектаклей двух последних сезонов. Кому в связи с этим не позавидуешь, так это жюри. Ковид – ковидом, а премьеры – одна лучше другой, как из них выбирать – непонятно. А не нужно выбирать, любой конкурс условен – если будет возможность, посмотрите все.

Но в этом-то и проблема. Из-за пандемических ограничений пять спектаклей «Кулисы» были показаны «по месту прописки», хотя идея фестиваля как раз и заключается в том, чтобы лучшее, что есть в театрах края, продемонстрировать в Перми.

Многие рассчитывали на визит Коми-Пермяцкого национального драматического театра имени Горького, который вошёл в афишу сразу с двумя спектаклями, поставленными режиссёром Юлией Беляевой – «Медной горы хозяйка» (6+), обозначенный как саунд-эпос по мотивам сказов Павла Бажова, и «Войцеком» (18+) по драме Георга Брюхнера.

Критики, отобравшие для фестивальной афиши семнадцать спектаклей из отсмотренных пятидесяти одного, прежде всего отмечали экспериментальный характер постановок, новый сценический язык и попытки прорваться, что называется, в неизведанное. Оба спектакля (первый рассчитан не только на детей и подростков, но, скорее, на семейный просмотр, второй спектакль вечернего репертуара) соответствуют всем этим требованиям.

Не доехали до Перми спектакли Березниковского драмтеатра – «Тартюф» (16+), поставленный Петром Незлученко, и «Герб города Эн» (16+) в постановке Павла Зобнина (сценография Евгения Лемешонка) по пьесе Светланы Баженовой. Особенно почему-то жаль «Герб», потому что «Тартюфов» мы, слава богу, за жизнь насмотрелись, а вот современных городских пьес об отношениях, которые, в общем, и есть основное содержание жизни, нет.

Не знаю, отчего постановщикам и драматургам не интересно «про отношения», а интересно «про глобальные проблемы», но факт остаётся фактом. В пьесе два героя и три героини. Первый герой - шестидесятипятилетний Торик, резчик по дереву, мечтающий создать городской герб, водрузить его на городские ворота, а, значит, остаться в истории. Есть ли шанс на историю, непонятно, Торик надеется, есть. У Торика есть бывшая жена, Тамара, которая никак не может уйти от него окончательно и всё время бегает к мужу – то с едой, то с обновкой...

Второй герой пьесы – тридцатилетний Тошик. Тошик нигде не работает, сверлит глазами экран ноутбука, иногда бродит по городу. Кажется, он архитектор или дизайнер. Тошика любит Лиза, девушка с бэкграундом, почему-то моющая полы в детском саду и запивающая эту жизнь коньяком. Лиза занята тем, что с утра до вечера обустраивает жизнь Тошика, которого всё раздражает, включая саму Лизу, хотя он на неё никогда и не смотрит, а в конце истерично сбегает к маме.

Есть и третья героиня, одинокая соседка Надежда, увлечённая дачница, которая всё знает про отношения, но никаких отношений у неё давно нет. Мужчины в этом спектакле заняты мыслями о малопонятном будущем, женщины яростно борются с настоящим, обуючивая и осваивая жизненное пространство, чтобы мужчинам было удобно... А ещё соседка Надежда привычно перетаскивает на себе городские коробки в прямом смысле этого слова. Берёт и таскает, расчищая пространство, в котором людям никак не удаётся выстроить хоть какие-то отношения...

Ещё один участник «Волшебной кулисы», спектакль Лысьвенского театра драмы, тонкий, нежный, где-то даже комичный «Космос» (18+) в постановке Веры Поповой, был показан у себя дома. Но некоторые всё же доехали, чтобы встретиться с пермским зрителем – Чайковский театр драмы и комедии представил «Доходное место» (14+) в постановке Игоря Бармасова, а театр-студия «Доминанта» из Губахи – «Лунную деву и конквистадора» (12+), поставленного Любовью Зайцевой.

«Лунная дева и конквистадор» (12+) по пьесе Эдуарда Вериго – в чём-то тоже об отношениях. Мучительных и сложных отношениях двух выдающихся русских поэтов – Анны Ахматовой и Николая Гумилёва, представленные через их творчество. Великое и человеческое, возвышенное и бытовое, монологи и диалоги. Стихи. Драматургия пьесы такова, что личность каждого поэта показана сквозь призму их конфликта, где-то даже войны.

О спектакле Театра-Театра «Антигона» (18+), поставленном режиссёром из Красноярска Романом Феодори, «Звезда» в связи с «Золотой маской уже писала. «Антигона», обозначенная как опера для драматических артистов, номинирована на главную театральную премию страны в девяти номинациях. В редких, можно сказать, единичных случаях спектакль театра, находящегося за пределами Садового кольца и Золотого треугольника Петербурга делает такая звёздная команда постановщиков.

Композитор Ольга Шайдуллина по специальному заказу пишет музыку (и этот материал оказывается сложнейшим даже для исполнителей музыкального театра), драматург Женя Беркович – текст, художественный руководитель Екатеринбургского театра «Провинциальные танцы» Татьяна Баганова – хореографический текст, за сценографию и костюмы отвечает Даниил Ахмедов, за световую партитуру – Тарас Михалевский.

История Антигоны и её дяди правителя Креонта, который любой ценой стремится стабилизировать обстановку в послевоенных Фивах, непостижимым образом ложится и на наши дни. Перед спектаклем зрителям, например, раздают чёрные маски-респираторы – в городе Фивы смог; хочешь жить – дыши через маску. В городе перебои с электричеством и со многим другим, поэтому спектакль идёт в полутёмном пространстве, каждая деталь которого мгновенно превращает вас в жителя странного города Фивы.

Партию Креонта исполняет Альберт Макаров, переигравший, кажется, уже всех тиранов в афише Театра-Театра. Партию Антигоны – Кристина Баженова и Эва Мильграм. Сложный, тяжёлый, полисемантичный спектакль, работой над которым театр создает новую парадигму, ищет новый язык и даже новое направление музыкально-драматического театра, в котором будет задействовано всё – от универсальных актёров до современной музыки и contemporary dance.

Не менее интересны и два другие спектакли Театра-Театра – «Вертинский» (16+) в постановке Бориса Мильграма и «Загадочное ночное убийство собаки» (12+) в постановке Данила Чащина. Все они, кажется, мгновенно завоевали любовь зрителя. Критиков – тоже...

Лучшим спектаклем большой формы признана «Антигона» Театра-Театра в постановке Романа Феодори. Лучшим спектаклем малой формы – «Войцек», поставленный Юлией Беляевой в Коми-Пермяцком национальном театре драмы имени Горького. Лучший спектакль для детей – «Медной горы хозяйка», поставленный Юлией Беляевой в этом же театре. Юлия Беляева стала лауреатом в номинации «Лучшая режиссёрская работа».

«Лучшая мужская роль» – у Альберта Макарова за исполнение роли Креонта в спектакле «Антигона» Театра-Театра. «Лучшая женская роль» – у Софьи Демидовой за исполнение роли Лизы в спектакле Березниковского театра драмы «Герб города Эн». Награду «Лучшая роль молодой актрисы» досталась Анне Окуловой за исполнение роли Насти в спектакле «Медной горы хозяйка» Коми-Пермяцкого национального драматического театра. Лучшая роль молодого актёра – у Виталия Вычигина за исполнение роли Войцека в одноимённом спектакле этого же театра.

«Лучшую женскую роль второго плана» получила Серафима Баранова-Кивилева за исполнение роли Дорины в спектакле «Тартюф» Березниковского драматического театра. «Лучшую мужскую роль второго плана» Василий Цаплин – за исполнение ролей официанта и проводника в спектакле «Утиная охота» в Молодежной студии-театре «Доминанта» (г. Губаха). Лучшая эпизодическая женская роль – у Галины Кудымовой за исполнение роли Главной вороны в спектакле «Медной горы хозяйка».

«Лучшая мужская эпизодическая роль» досталась Алексею Якубенко за исполнение роли Гургена в спектакле «Космос» Лысьвенского театра драмы им. А.А. Савина. За лучший актёрский ансамбль отмечен спектакль Михаила Скоморохова «Я вижу солнце» Пермского театра юного зрителя. В номинации «Музыка к спектаклю» отмечена композитор Ольга Шайдуллина, автор саунд-трека к спектаклю «Антигона».

Лучший сценограф – художник «Антигоны» Даниил Ахмедов. «Лучшая работа художника по костюмам» – у Любови Мелехиной за работу в спектаклях «Войцек» и «Медной горы хозяйка». Лучшей работой художника по свету признана работа Евгения Козина в спектакле «Загадочное ночное убийство собаки» в Пермском академическом Театре-Театре.

Присуждены два специальных приза: Александру Гончаруку за исполнение роли Кристофера в спектакле «Загадочное ночное убийство собаки» и постановщикам спектакля «Цветы для Элджернона» – за поиск сценического языка и социально значимую тему (Пермский театр кукол, режиссер – Дмитрий Вихрецкий). Диплом Ассоциации театральных критиков присуждён Вере Поповой за постановку спектакля «Космос» Лысьвенского театра драмы им. А.А. Савина.

Специального упоминания жюри удостоены Пермский театр «Балет Евгения Панфилова» – за кросскультурные связи в области современного танца (спектакль «Дикие маки») и Альберт Макаров – за моноспектакль «Вертинский» Пермского академического Театра-Театра в поставке Бориса Мильграма.

Кроме этого дипломы лауреатов и статуэтку фестиваля «За честь и достоинство в профессии» получили народный артист РФ Михаил Скоморохов, народная артистка РФ Лидия Аникеева и заслуженный работник культуры России Виталий Дубровин.

Наталья Земскова
info@zwezda.su
Фото Евгения Малышева.