На «Орфее и Эвридике» конная милиция прикрывала Пермский оперный от эмоций публики

20 ноября, 05:59


Пермский театр оперы и балета отпраздновал свое 150-летие.

Торжества начались концертом симфонической музыки под управлением Артема Абашева, продолжились балетом «Баядерка» (12+) с участием звезд петербургского Мариинского театра и закончились гала-оперой.

Между этими событиями уместился прием, на котором представители руководства края, спонсоры, коллеги по театральному цеху, СМИ и другие друзья театра поздравляли коллектив. Многие выступления начинались так:

«Когда я приехал в Пермь (вариант – начал ходить в оперный – авт.), билеты спрашивали от трамвайной остановки или занимали в кассу очередь с ночи...»

Да, стать обладателем заветного билетика – это была эпопея, квест, бег с препятствиями в пятидесятые, шестидесятые, особенно, в семидесятые годы... Так же было в конце девяностых и в двухтысячные... Так происходит сейчас, когда билеты, продаваемые теперь с сайта, могут разлететься за какие-то десять-пятнадцать минут.

Пермский оперный – это, конечно, больше чем театр. Это в городе место силы и способ самоидентификации определенного круга людей, один из главных символов края, пульсирующая точка на музыкальной карте России. Институция, что выводит город за географические и провинциальные рамки, причисляя к основным музыкальным центрам страны.

Взлет Пермского оперного начался после того, как в годы Великой Отечественной в Пермь был эвакуирован Ленинградский театр оперы и балета им. С. П. Кирова. Педагоги Кировского театра открывают хореографическую студию, студия перерастает в училище, Пермь получает ведущую балетную школу и уже через пару выпусков – статус балетной Мекки.

В семидесятые годы XX века Пермский театр – один из главных создателей звезд мирового уровня: Надежда Павлова, Ольга Ченчикова, Галина Рагозина, Елена Кулагина, Наталья Моисеева, Галина Шляпина, Марат Даукаев, Любовь Кунакова и многих других.

– Никогда не забуду, что творилось в Перми при легендарных «Орфее и Эвридике» (12+), – вспоминает бывший руководитель балетной труппы, солист балета семидесятых Виталий Дубровин. – Никто не ожидал такого ажиотажа. Билеты спрашивали за три квартала от театра, народ брал кассу приступом, театральный сквер патрулировала конная милиция!..

Власти тогда сами отчасти спровоцировали шквал эмоций вокруг «Орфея», пытаясь запретить спектакль, где артисты танцуют босыми. Но новаторство было не только в этом! Балетмейстер Николай Боярчиков предложил такую сложную хореографическую лексику, что мы с Ниной Дьяченко просто ревели на репетициях... Кровь и слезы – почти как в училище. Но, это мой лучший спектакль!..

С Боярчиковым было связано еще одно фантастическое событие. 1977 год, для нас рухнул железный занавес. Мы отправились на гастроли по Латинской Америке: Мексика, Колумбия, Эквадор, Коста-Рика… Другая планета!

Зритель, который впервые вживую увидел балет. Представьте картину: после спектакля в гримерку вбегают женщины и в порыве благодарности снимают свои украшения – для русских артистов!..

При Боярчикове начался отъезд пермских танцовщиков по приглашениям в столицы. Такой же ажиотаж только вокруг оперы бушевал в период Теодора Курентзиса и продолжается до сих пор. Но, удивительная особенность – когда театр покидала очередная выращенная в нём звезда, он становился только сильнее.

Национальная премия «Золотая маска» сегодня уже непредставима без спектаклей Пермского академического театра оперы и балета, как немыслима без него культурная жизнь города на Каме, которая последние сто пятьдесят лет вращается вокруг оперы и балета...

СПРАВКА

Датой основания Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского считается 7 декабря (24 ноября) 1870 года. Сборная труппа под руководством антрепренёра Херувимова представила публике оперу М. И. Глинки «Жизнь за царя». В тот вечер на сцену вышли не только артисты-профессионалы, но и многочисленные любители музыки.

До 1878 года спектакли тогда ещё просто городского театра шли в деревянном здании, построенном в 1864 году, оперные спектакли чередовались с драматическими. В 1874 году старое здание было разобрано, и к 1878 году на его месте воздвиглось новое, с хорошо знакомым пермякам фасадом в стиле позднего русского классицизма по проекту Рудольфа Карвовского, с залом на 900 мест.

В 1896 году театр был переведён под попечение городской думы. Первый сезон под, так сказать, муниципальным управлением открылся постановкой «Аиды» Дж. Верди.

С 1939 года городской театр стал называться Пермский областной театр оперы и балета. Во время Великой Отечественной войны на его сцене выступал эвакуированный в Молотов Ленинградский театр оперы и балета им. С. П. Кирова.

В 1965 году нашему театру было присвоено имя Петра Ильича Чайковского, а в 1969-м – звание академического. В 1984 году за постановку оперы Сергея Прокофьева «Война и мир» коллектив удостоился Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки.

Сегодня Пермский «Дом Чайковского» – один из крупнейших музыкальных театров России, инициатор Дягилевского фестиваля(18+) и конкурса артистов балета «Арабеск» им. Екатерины Максимовой (6+). Один из основных творческих принципов театра – освоение всего наследия Петра Ильича Чайковского: здесь были поставлены все его сценические произведения – десять опер и три балета.

Спектакли Пермского оперного регулярно становятся обладателями национальной театральной премии «Золотая маска» и других престижных конкурсов и премий. Одно из последних достижений – опера «Травиата» Дж. Верди (16+; режиссёр Роберт Уилсон, музыкальный руководитель и дирижёр – Теодор Курентзис), которой было присуждено сразу три «Золотые маски» за сезон 2016 года.

Наталья Земскова
info@zwezda.su
Использовано фото из музея театра.