Альбом семиглавый: вышла книга «Коми-пермяки на фотографиях второй половины XIX - начала XX вв.»
В питерском издательстве пермяка Маматова вышла книга «Коми-пермяки на фотографиях второй половины XIX - начала XX вв.» (0+)
Создан труд Александром Черных – членом-корреспондентом РАН, доктором исторических наук, главным научным сотрудником Отдела истории, археологи и этнографии Пермского федерального исследовательского центра Уро РАН. Причем основная часть материалов опубликована впервые.
→ В альбоме представлено более 400 фотографий коми-пермяков Пермской губернии – коллекции из собрания 16 музейных, архивных и библиотечных учреждений России, в том числе Кунсткамеры, Российского этнографического музея, Российской национальной библиотеки, Национального музея Республики Татарстан, Пермской государственной художественной галереи, Государственного архива Пермского края и других.
В книге семь глав – по семи основным коллекциям. Один из партнеров – Лысьвенский музей. Казалось бы: где коми-пермяки, а где Лысьва? Но там работал знаменитый врач Алексей Рождественский. А начинал он свою биографию в Кудымкаре, где сторож земской больницы подарил ему фото «Моя семья. На память врачу», на которой сидит прекрасная семья коми-пермяков в национальной одежде.
Кстати, по словам Александра Черных, музейные работы постоянно преподносили загадки в процессе работы. К примеру, в Чердыни нашлись фото, а негативы к ним каким-то образом оказались в Перми.
→ Этнографический альбом «Коми-пермяки на фотографиях второй половины ХIХ - начала ХХ в.» задумывался как исследование, представляющее разные стороны традиционной культуры коми-пермяцкого народа в означенный период, а также демонстрирующее историю изучения этнографии коми-пермяков и формирования фотографической коллекции.
Материалы альбома показывают деятельность профессиональных фотографов, основателей и продолжателей фотодела в Перми и уездных городах Пермской губернии, демонстрируют их подходы к созданию этнографических фотографий. В коллекциях фотографов преобладают фотоснимки, предназначенные для подарочных альбомов, для представления региона и народов, его населяющих, на различных выставках.
Другой, исследовательский, взгляд на культуру и быт коми-пермяков характеризует коллекции путешественников и этнографов В.А. Плотникова, А.Ф. Теплоухова, А.К. Сыропятова, представляющих репортажные фотографии с праздников и семейных торжеств. Объекты материальной культуры (костюм, жилища, предметы быта) сняты уже в соответствии со сложившейся в тот период методикой этнографической фотосъемки в полевых условиях.
→ В основу структуры издания положен коллекционный принцип. Большая часть фотоматериалов имеет авторство, представляет отдельные коллекции. Известны история и обстоятельства их появления, поэтому такой подход позволяет целостно показать каждую коллекцию, обратив внимание не только на ее содержание, но и происхождение. Материалы, включенные в альбом, знакомят с биографией и творчеством фотографов.
Коллекционный принцип размещения материала дает возможность представить разные по способу создания (студийные и полевые, репортажные и постановочные) и по поставленным целям этнографические фотографии, дать более полный их анализ как этнографического источника. Таким образом, каждый раздел «Этнографического альбома» включает в себя фотоизображение коллекции и сопроводительный очерк.
Работа с личными архивами этнографов преподнесла исследователям немало загадок. Так, архив художника Владимира Плотникова, который совершил поездку по Пермской губернии в 1908 году, еще не дошел до нас в полном виде.
«Не думаю, что за лето работы он сделал только 50 фото, где-то они есть еще. Негативов тоже нет. Поэтому следует искать сам архив», – убежден Александр Черных.
→ Еще две загадки, которые не разгаданы в этом альбоме, но которые поставлены перед читателями в заключении книги. Первая. В материалах Урало-Сибирской выставки есть письмо управляющего Кувинского завода Соликамского уезда Петра Вологдина, который пишет устроителям:
«Вы готовите выставку, поэтому обратитесь к материалам, которые я готовил к первой этнографической выставке в Москве в 1862 году. Я туда отправлял альбом фото коми-пермяков и альбом рисунков одежды и костюмов...»
Выяснилось, что последние были переданы в Дашковский музей, который был расформирован, сегодня его коллекции хранятся в Российском этнографическом музее. Но ни акварельные рисунки, ни фото, а это были бы, наверное, самые ранние снимки, пока так и не найдены.
→ Вторая история. Известный исследователь этнографии Поволжья, уроженец Вятки, учитель и этнограф Иван Зеленов работал в уездах Вятской губернии, где проживают удмурты, и собрал огромную коллекцию по этнографии удмуртов Вятской губернии, которая сегодня хранится в Кунсткамере. Когда его уволили из школы в Шивканском (современном) районе, он на год приехал в Пермь и работал сотрудником местного краеведческого музея.
Потом снова покинул наш край. Но за этот год съездил в Чердынский уезд с фотоаппаратом и успел сделать множество снимков Верх-Язьвинской волости. После чего Зеленов пишет письмо Этнографическому отделу Русского музея в Санкт-Петербурге: готов передать в фонды 60 фото. Директор музея отвечает: присылайте. На этом история заканчивается, то есть фото в музей не поступили.
В фондах Зеленова в Кунсткамере, в этнографическом музее, в Нижнем Новгороде, в Вятке их тоже нет. Где они лежат и сохранились ли, пока никто не знает.
→ С пермским Прикамьем связана судьба известного географа и антрополога Бориса Вишневского. Известно, что он увлекался фотографией и во время полевых исследований активно фотографировал. Однако к настоящему времени выявлен лишь один снимок коми-пермяков, сделанный ученым. Возможно, открытие коллекции Б.Н. Вишневского – тоже дело будущего.
Самая большая коллекция сделана этнографом Александром Теплоуховым – 200 фото. С ней тоже связна уникальная история. Ученый сам работал фиксатором в Чердынском уезде Пермской губернии, в разные годы ездил с фотоаппаратом по волостям – Гайнской, Больше-Косинской, Косиинской, Кочевской, Юксеевской, Чураковской («Север вообще представлен ярче, южных коми-пермяков как-то никто не фотографировал», – комментирует Черных).
Часть фото Теплоухов предложил Кунсткамере, часть (более 70) – Российскому этнографическому музею, часть лежит в Екатеринбурге (видимо, отдавал на выставку или в музей), часть лично подарил Чердынскому музею. И это самая интересная часть коллекции, потому что на каждой фото мелким, убористым почерком представлена вся информация: скажем, Петрова Зоя Семеновна из такой-то деревни, ее муж такой-то, снято при таких-то обстоятельствах, то-то и то-то на их надето.
→ Не фото – а целая научная статья! В других музеях такого нет. В Пермском музее тоже имеются несколько фото, которые Теплоухов передал лично. Но в 1918 году, когда его забрали в Белую армию, директор Пермского музея и его коллеги взяли в исполкоме бумагу на конфискацию имущества Теплоухова. Приехали в Ильинский и вывезли весь архив. Естественно, он не успел его подписать, это были стекло-негативы в коробках и фотокамера.
Он готовил работу по коми-пермякам, рукопись которой, к сожалению, не найдена. Теплоухов обращался даже лично к Луначарскому, чтобы ему вернули его коллекцию, но она так и осталась в Пермском музее. Архив слабо аннотирован. Но благодаря тому, что удалось ознакомиться с коллекциями в Петербурге, Чердыни, Екатеринбурге, большую часть пермской удалось очень точно атрибутировать – место, деревня, год, кто снят.
Среди коллекций коми-пермяцких этнографических фотографий, несомненно, заслуживает внимания «Альбом фотографий часовен, церквей, видов деревень, домов, построек Чердынского уезда и города Чердыни» Александра Сыропятова. Этнограф и краевед, один из самых активных организаторов музейного дела в Прикамье, он готовил альбом к свой статье «Отражения чудовищного стиля в архитектуре крестьянских построек Пермского края». Благодаря Сыропятову, мы впервые видим некоторые культовые сооружения коми-пермяков.
→ А вот пять фото любителя Топоркова, как он сам называл, в селе Кочево – единственные цветные снимки во всем альбоме. А все потому, что автор раскрасил их цветными карандашами! Как показывают подписи к фотографиям, они выполнены в Соликамском и Чердынском уездах, а также в деревне Коча в день Фрола и Лавра.
Еще одну загадку автору фолианта загадала искусствовед Пермской художественной галереи Тамара Шматенок:
– Перед войной или в первые годы войны художник Игорь Грабарь прислал письмо основателю Пермской галереи Николаю Серебренникову с просьбой прислать в Москву национальную одежду коми-пермяков для написания картины. Это так неожиданно. И явный заказ. Кто мог ему заказать такую тему?
– Будем искать! – развел руками Александра Черных.
Остается добавить, что внутри разделов фотографии систематизированы по темам. Научные тексты, сопроводительный комментарий, а также подписи к фотографиям выполнены на двух языках – русском и английском, предисловие написано также и на коми-пермяцком языке.
Издание подготовлено Пермским федеральным исследовательским центром Уральского отделения Российской академии наук в рамках серии «Этнографический альбом» на средства гранта Русского географического общества. Партнерами проекта выступили Пермский краеведческий музей и администрация губернатора Пермского края.
Маргарита Неугодова
Info@zwezda.su
Использован скриншот телеэфира «Вести-Пермь».

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Вчера
26/09
26/09
25/09
