Кембриджский университет причислил экс-директора Горьковки к «Выдающимся людям ХХ века» — Звезда

Подвижник Горьковки

21 февраля 2018 , 14:39

Удивительно, но в этом неугомонном человеке удачно гармонируют сразу несколько творческих ипостасей: поэт, публицист, библиотекарь, филолог, краевед, педагог, актер, художник. Просто человек-оркестр. Однако сам Александр Федорович Старовойтов делом всей жизни видит годы руководства краевой библиотекой имени Горького.

Книжный хозяин

После того как Старовойтов покинул пост директора пермской библиотеки имени Горького, сделавший его мировой знаменитостью, он вместе с женой поселился в маленьком доме на улице Гастелло, что в Юго-Камске. Странно было видеть Александра Федоровича хозяином скромного домика с нехитрым хозяйством: огородом, шестью курицами, двумя черными кошками и псом в придачу. Это после монументальной и многолюдной махины — Горьковки!

А ведь за 17 лет работы никто не сделал для нее больше, чем Старовойтов. Он приложил немало усилий для автоматизации библиотечных процессов, создания электронного каталога, полнотекстовых краеведческих баз данных. Под его руководством были открыты отделы краеведения и мультимедиатехнологий, читальный зал для юношества, американский уголок. Он принимал активное участие в организации содружества Павленковских библиотек, был инициатором проведения краеведческих Смышляевских чтений, Пермского форума книги, издания газеты «Пермяки» и альманаха «Кама». Кроме этого Старовойтов — автор и ведущий цикла телепередач «Тайны и легенды земли Уральской».

За подвижничество в сфере культуры и искусства в 90-е годы прошлого века Американский биографичес-кий институт трижды присваивал Старовойтову титул «Человек года», а в 1999-м Биографический центр при Кембриджском университете включил его имя в справочник «Выдающиеся люди ХХ века». Благодаря Александру Старовойтову в Горьковке собралась команда единомышленников. Но главное — Александр Федорович превратил библиотеку в крупный культурно-досуговый центр Прикамья. В его кабинете собирались писатели и художники, ученые и военные, педагоги и врачи. Сколько творческих замыслов и научных идей зародилось в стенах Горьковки! И впереди их было еще большее громадье. Поэтому, как чья-то глупая шутка, по городу пронеслась весть, что Старовойтов покидает Горьковку.

«Не шуми, промолчи…»

— Александр Федорович, не война ли с красными человечками вас подкосила?

— Эх, если б только в них было дело. Культурой стала управлять главбух торговой сети. При губернаторе Олеге Чиркунове в Пермь лавиной ринулись ловцы милостей и наживы, чтобы погреть руки на псевдокультурных прожектах. А ведь и назвали-то всё как красиво, что не придерешься: «Сделаем Пермь столицей европейской культуры!»
Я как умел сопротивлялся произволу. Какие сумасшедшие бюджетные деньги тратились на сомнительные проекты, в то время как местные учреждения культуры, особенно в глубинке, влачили жалкое существование. Многие наши традиции — литературные чтения, фестивали — игнорировались. Меня, конечно, предупреждали: дескать, не шуми, промолчи, а то выкинут из Горьковки, а поддержишь новые веяния, тогда и сам в шоколаде будешь. Но вот натура у меня такая: не могу улыбаться в обе стороны сразу. Естественно, начались придирки по мелочам, чуть ли не ежедневные комиссии.

— Говорят, вы и в политических взглядах не сошлись с тогдашней властью?

— Скорее в нравственных взглядах разошелся. Я выступал против популистской жажды некоторых личностей к разного рода ниспровержениям. Ретивые товарищи приходили ко мне и требовали, чтобы я убрал из названия имя Горького: он, паразит такой, революцию воспевал. Я и ответил: «Напишите «Жизнь Клима Самгина» и тогда приходите, обсудим ваше предложение». До сих пор идут…

— Но и вас, получается, заставили уйти?

— Кстати, я был единственным в Прикамье выборным директором: меня на этот пост поставил коллектив, и только он же мог снять. Когда я вступал в должность, то обещал коллегам, что буду защищать их. И, считаю, свое обещание исполнил. Когда противоборствующая сторона поняла, что закон на моей стороне и сладить со мной никак нельзя, она начала действовать исподтишка.

Текст: Максим Шардаков
Фото: Владимир Бикмаев



Новости Mediametrics:

Полный текст читайте в свежем номере газеты «Звезда»