Обновление парка
В этом году в Перми меняются перевозчики. Уже подписаны на пять лет вперед новые соглашения с транспортными компаниями на обслуживание 41 автобусного маршрута. В соответствии с условиями этих соглашений, максимальный срок использования автобусов снижен с семи до пяти лет, усилены требования к уровню безопасности и климатической технике в транспортных средствах, системе оплаты проезда. Также продолжилось обновление автобусного парка.
– Лет 10–15 назад у нас ходили, по сути, автобусы-конструкторы, которые были собраны непонятно из чего, завозили их непонятно как, безопасность в них тоже была под сомнением. Сейчас средний возраст автобуса в Перми составляет 1,9 года. Таким образом, в столице Прикамья – один из самых свежих подвижных составов в России. При этом средний возраст пермского трамвая – 7,5 года. Это тоже очень хороший показатель, – отметил депутат Пермской городской думы Арсен Болквадзе в пермском эфире радио Sputnik (18+).
Большинство пермяков уже оценили новые автобусы-гармошки. Сейчас на маршруты выходит 109 автобусов особо большой вместимости в числе 383 новых. До конца декабря планируется выпуск на линию еще 59 новых автобусов большого и особо большого классов.
Отметим, что Пермь входит в тройку лидеров среди городов-миллионников России по количеству введенных в эксплуатацию автобусов-гармошек, впереди только Москва и Санкт-Петербург. Свыше 40 процентов автобусов были поставлены в Пермь в рамках реализации национальных проектов «Безопасные качественные дороги» и «Инфраструктура для жизни».
Развитие маршрутной сети
Каждый день, по данным департамента транспорта администрации города Перми, пермяки совершают 820 тысяч поездок в общественном транспорте. Сейчас в городе действует 81 автобусный маршрут, девять маршрутов «тэшек» и столько же – трамвайных.
В этом году в маршрутной сети произошли значительные изменения. Появились три новых маршрута: № 2, 52 и 82. Шесть маршрутов – № 7, 10, 11, 13, 19 и 59 – стали длиннее. На маршруты № 1, 14, 15, 27, 50 и 53 вышли автобусы-гармошки, на маршрут № 7 – большие автобусы вместо прежних средних, «тэшки» на маршрутах № 26 и 57 тоже выросли до средних размеров.
Все это позволило повысить комфорт для пассажиров, увеличить процент выполнения рейсов и снизить дефицит водителей автобусов.
В этом году по результатам обсуждений и расчетов была откорректирована транспортная сеть краевой столицы. Но есть и сложности. Например, в Новом Крыму, где работает маршрут № 20. Количество подвижного состава на нем уменьшилось, и в часы пик стало сложнее выезжать из микрорайона. Проблема заключается в том, что здесь «подрезали» расписание, но даже в таком виде оно перевозчиком не выполняется, автобус приходится ждать по полчаса. 1 декабря на маршрут должен выйти новый перевозчик с новым подвижным составом и есть надежда, что эта проблема решится.
Высокая технологичность
Одно из достоинств пермского транспорта – высокая технологичность. Так, например, узнать о том, когда нужный автобус или трамвай подойдет к остановке, можно сразу несколькими способами: на информационном сайте gortransperm.ru (12+), на сайте с расписанием, схемами движения маршрутов, на онлайн-карте движения автобусов и трамваев map.gortransperm.ru (12+), а можно свериться с информационными табло или табличкой непосредственно на остановке. В салонах общественного транспорта работают аудиоинформаторы и медиапанели.
Кроме того, уточнить информацию о работе транспорта можно по телефону 250-25-50, на странице сообщества «Пермский транспорт» в социальной сети «ВКонтакте» (18+) или в его Telegram-канале.
– Все стало очень технологично. Я зашел в автобус, приложил телефон к валидатору – тут же прошла оплата. Задача города – сделать так, чтобы пассажир знал, что ему гарантирована качественная поездка, – считает Арсен Болквадзе.
Сейчас в пермских автобусах и трамваях контролируется все. Для безопасности пассажиров и водителей в салонах установлены кнопка вызова сотрудников Росгвардии, а также видеофиксаторы, так что любое происшествие или нарушение можно отследить по камерам.
Для комфорта пассажиров в салонах установлены кондиционеры, работа которых отслеживается при помощи системы удаленного мониторинга. Кстати, по условиям новых контрактов с перевозчиками эта опция должна присутствовать во всех автобусах и трамваях.
Система контроля пассажиров позволяет отслеживать, сколько человек зашли в автобус и сколько из них оплатили проезд. Эти системы не могут не работать – это одно из требований к перевозчикам, за невыполнение которого полагается серьезный штраф.
В последнее время пермяки часто видят на маршрутах контролеров. Выбирать маршруты для проверки помогает система, с которой могут синхронизироваться смартфоны проверяющих. Специальное приложение позволяет отслеживать наибольшее число фрирайдеров – неоплаченных поездок. Это дает хороший результат: поступления в бюджет, полученные за счет штрафов, увеличились с 13 до 35 млн рублей, что показывает качество работы контролеров. На данный момент в бюджет уже заложены средства на трудоустройство дополнительных проверяющих.
Почему дорожают билеты
Сейчас стоимость разового проезда в пермском общественном городском транспорте составляет 40 рублей. При этом действует широкое тарифное меню, где скидки могут достигать 50 процентов.
В соответствии с постановлением главы города, подписанным 27 ноября 2024 года, стоимость поездки в пермском общественном транспорте в 2026 году вырастет до 43 рублей, а в 2027 году – до 46 рублей. Повышение объясняется изменением стоимости горюче-смазочных материалов, запчастей, обслуживания, а также ростом зарплаты в отрасли.
Кстати, в прошлом году Пермь, как и другие регионы России, столкнулась с серьезным дефицитом водителей, однако в этом году он снизился на 25 процентов. Решить проблему помог ряд принятых мер, в том числе повышение зарплат.
Сейчас средний доход водителя составляет 98 тысяч рублей: зарплаты проиндексированы именно за счет роста тарифов. При этом в Перми не самая высокая стоимость проезда в муниципальном транспорте среди городов-миллионников.
Да, ее долго удерживали на уровне 15, а потом и 20 рублей, но экономику отрасли не обманешь. К тому же все пермяки хотят, чтобы в краевой столице ходили новые автобусы, развивалась инфраструктура, а в транспорте было комфортно и безопасно. Поэтому стоимость проезда неизбежно растет.
Про перспективы
Каждый день пермяков и гостей столицы Прикамья перевозят 650 автобусов, в том числе 14 электробусов. последние зарекомендовали себя даже лучше, чем ожидалось. Заряд батареи позволяет спокойно работать и летом, и зимой, в том числе обогревать салон. Кроме того, электробусы бесшумны. Но пока это эксперимент: окончательные выводы об эффективности можно будет сделать через несколько лет, когда потребуется менять аккумуляторные батареи.
Транспортная инфраструктура города тоже меняется. Так, к концу года, по словам заместителя главы администрации Перми Дмитрия Галиханова, число умных остановок планируется увеличить до 168 единиц, в 2026 году – до 267, а к 2027 году – до 307.
Напомним, умные остановки оснащены медиаэкраном, где можно уточнить расписание движения маршрутов, кнопкой вызова полиции и видеонаблюдением.
Пермской общественный транспорт меняется при поддержке краевого правительства, потому что серьезные, ресурсоемкие и сложные инфраструктурные проекты, в том числе развитие дорожной сети, город своими силами реализовать не может.