Рождение инициативы
Дороги – одна из самых волнующих жителей Пермского края тем. ЦУР регулярно фиксирует сообщения от пользователей соцсетей, касающиеся содержания дорожной сети, в том числе освещения трасс. Заинтересованность прикамцев в последнем подтверждают и многочисленные обращения к представителям партии «Единая Россия» с просьбами осветить региональные дороги. Именно партийцы и инициировали реализацию нового проекта. Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин в ответ на общественный запрос программу поддержал и в марте 2025 года анонсировал начало работ.
Идея создания «Светлого края» возникла на стыке сразу нескольких факторов. Это рост автомобилизации: с каждым годом количество транспортных средств увеличивается, а значит, возрастает и нагрузка на дорожную сеть. Вместе с увеличением потока машин возрастает риск ДТП, особенно в темное время суток. Более того, «Светлый край» является закономерным продолжением развития инфраструктуры региона, в том числе в рамках успешной реализации проекта перевода грунтовых дорог в асфальтобетон. Инициатива была запущена в 2023 году. Жители 20 населенных пунктов уже оценили ее результаты. Еще в восьми работы планируют провести в 2025 году.
– Что такое асфальт в границах населенного пункта? Это увеличение скорости передвижения автомобилей. Это, соответственно, привлекает выход пешеходов на проезжую часть. Поэтому и логично было, что следующим этапом с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения станет организация освещения, – пояснил министр транспорта Прикамья Сергей Вешняков.
Как это работает?
В Пермском крае протяженность региональных дорог составляет 3,5 тысячи километров, около 400 из которых проходят через населенные пункты. На сегодня освещены только порядка 180. До 2027 года планируется установить освещение еще на 200 километрах, ежегодно вводя в эксплуатацию по 70-80 километров новых линий. Разработан план на три года.
– Поясню, почему трехлетний период. Потому что объемы строительства колоссальные. Невозможно все сделать одновременно. Трудовые мощности подрядных организаций не позволят. Поэтому приняли решение, что трехлетний срок достаточен для выполнения необходимого объема работы, – отмечает глава регионального минтранса.
Проект предполагает не только строительство новых линий уличного освещения, но и установку современных светодиодных фонарей, а также внедрение умного мониторинга состояния освещения.
За «умное освещение»
На светильниках установят датчики, которые будут помогать определять, работает фонарь или нет.
– Мы хотим получать информацию о состоянии освещения в реальном времени, чтобы исключить человеческий фактор, – рассказал министр.
В условиях региональных трасс основное внимание будет уделяться именно исправности фонарей. В Перми также применяется система диммирования: ночью яркость ламп уменьшается для экономии электроэнергии, но на трассах эту функцию внедрять пока не планируют.
Отбор дорог
По словам Сергея Вешнякова, критерий включения дороги в проект один – если населенный пункт располагается на региональной дороге, он однозначно попадает в программу.
– Один из ориентиров – можно посмотреть на каком фоне написано название населенного пункта на дорожном знаке – белом или синем. Если на белом, то в этом населенном пункте будет установлено освещение, так как такие знаки устанавливаются в местах, где дорога совпадает с расположением города или поселка или пролегает через его центральную или оживленную часть, – добавил руководитель ведомства.
Освещение должно быть установлено в соответствии с федеральными нормами безопасности. По предварительным данным, оно появится в 30 муниципалитетах – это более 130 населенных пунктов. Причем программа достаточно гибкая: если их границы будут официально изменены, новые территории также могут войти в список. Уже сейчас муниципалитеты подают заявки на корректировку своих границ.
С бумаги – на землю
Процедуры закупок идут, контракты планируют заключить к началу летнего сезона 2025 года. Сами работы начнутся сразу после оформления всех необходимых документов.
На сайте министерства транспорта появится предварительный список населенных пунктов и предполагаемые сроки реализации проекта. После заключения контрактов утвердят точные графики. Проблем с движением быть не должно. Работы будут проходить на обочинах, иногда с частичным перекрытием одной полосы трассы.
– Особых неудобств автолюбителям и пешеходам не доставят. Будут какие-то ограничения, но надо к этому отнестись с пониманием, потому что делается это все во благо – для обеспечения безопасности дорожного движения, – подчеркнул Сергей Вешняков.
Что делать, если дорога не попала в «Светлый край»? Повлиять на ситуацию можно через органы местного самоуправления. Повторим, главное условие – дорога должна иметь статус региональной и находиться в границах населенного пункта.
Каждое обращение рассмотрят индивидуально, но важно понимать, что не всегда установка освещения оправдана.
Кстати
В завершение эфира Сергей Вешняков напомнил о других крупных дорожных проектах Пермского края, реализовать которые планируется в 2025 году. Так, ожидается, что в Перми в июле откроют движение по новому участку улицы Крисанова от улицы Пушкина до шоссе Космонавтов, к концу лета – по четырехполосному тоннелю через Транссиб в створе улицы Вишерской. К завершению близится строительство нового выезда с промышленного узла «Осенцы». В этом году планируется завершить возведение подъезда к городу Березники – четырехполосной дороги с двумя кольцевыми развязками, а также дороги к верхнему кластеру курорта «Губаха» до вершины горы Крестовой.
– Я думаю, что любители горных лыж, нашей природы уже в конце этого года смогут увидеть, что наши курорты становятся лучше, чем в других регионах, – отметил Сергей Вешняков.