В прошлом номере газеты от 28 ноября мы начали разговор об удивительной коллекции, чья выставочная судьба, возможно, только начнется с переездом в новое здание. Речь идет о коллекции отечественного искусства XX века. Дело в том, что в нашей галерее уже 30 лет нет экспозиции этого периода. Выросло целое поколение пермяков, которое не представляет себе, какая богатейшая коллекция, собранная за 100 с лишним лет, хранится в Пермской художественной галерее. Об этом и о том, как представят жемчужины этого собрания в новой экспозиции, корреспонденту «Звезды» рассказала искусствовед Ирина Андренко.
История развития искусства в России XX века диктует логику будущего выставочного пространства. В первой его части, как мы и говорили ранее, будет рассказано о зарождении советского искусства начиная с 1917 года до середины века. В выставке будет представлена богатая коллекция агитационного фарфора, которой владеет наша галерея, представлены имена таких художников, как Давид Штеренберг, Кузьма Петров-Водкин, Николай Русаков, Александр Дайнека, Федор Решетников и другие.
– В 1950-е годы положение в искусстве меняется, в кино, театре, музыке и живописи появляются новые тенденции. Их мы выделяем в самостоятельный кусочек рассказа об искусстве XX века в своей экспозиции. А начинается он у нас с рассказала о художниках «сурового стиля». Стиль появляется как раз в 50-е годы прошлого столетия и не спорит с социалистическим реализмом, а развивается внутри него. Но это было совершенно новое явление, когда молодые художники начинают изображать действительность не так безмятежно, как их старшие сотоварищи. Они начинают применять уже совершенно другие технологические приемы, они меняют свет, и появляются такие, например, работы, как «Три поколения» Петра Оссовского, которая есть в нашей коллекции. Петр Оссовский – один из основоположников этого направления, – рассказала Ирина Андренко.
Эта работа была показана на выставке «Советская Россия – 1» (12+) в 1960 году и дала название целому художественному течению: искусствовед А. А. Каменский охарактеризовал манеру Оссовского как «суровый стиль».
Ее пермякам покажут в новой экспозиции. Также мы увидим картины Виктора Попкова, Гелия Коржева – это те молодые художники, которые стали переосмыслять темы труда и человека труда. Данный период в искусстве совпадает с периодом хрущевской оттепели.
– Художники более раннего времени тоже продолжают свои творческие пути в этот период: Александр Лабас, Юрий Пиминов. В первой части экспозиции, кстати, будет представлена картина Юрия Пиминова «Делегатка», а во второй части – работы, посвященные театру. Таким образом показана связь между отделами и поколениями художников в новом выставочном пространстве, – рассказывает искусствовед.
Тема Великой Отечественной войны отражена в работах Василия Мешкова, Бориса Неменского, Аркадия Пластова.
Во второй части коллекции XX века полно, глубоко и серьезно показаны будут художники пермского и уральского регионов. В Перми всегда были выдающиеся мастера: Тимофей Коваленко, Евгений Широков, Александр Репин, Владимир Мальцев. В это время художественная жизнь нашего города была на подъеме.

Представлены широко в залах будут и художники Екатеринбурга, Оренбурга, Тюмени, они иллюстрировали художественную жизнь 60-70-х годов прошлого столетия. Не стоит забывать и то, что в это время активно дает о себе знать искусство андеграунда.
– Сотрудники сформировали и такую часть коллекции, она будет представлена в отдельном зале. Столицы Москва и Ленинград представлены в ней блестящими именами: Татьяна Назаренко, Владимир Вейсберг, Лариса Кириллова, Виталий Тюленев, – отмечает Ирина Андренко. – Все зрители, что придут в новую галерею, с удовольствием посмотрят все отделы – деревянной скульптуры, древнерусской живописи, отдел русского искусства. Но отечественное искусство XX века – это будет открытие. 30 лет без зрителя – это большой срок. В 1990-е годы, когда галерея закрылась на ремонт, отдел этот был снят и не был восстановлен из-за отсутствия пространства в здании бывшего Спасо-Преображенского собора. Мы с нетерпением ждем наших зрителей, что бы они оценили работу сотрудников галереи за почти 100 лет. Мы постарались глубоко представить это непростое время в истории, полное изменений и катаклизмов, которое искусство того периода отбивало, как метроном.