СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
Главные материалы
22.11.2024
16+
Культура

Необъявленные герои

Необъявленные герои
Фото: Елена Майорова
  1. Культура
В Перми открылась выставка, посвященная пермскому звериному стилю. Со странным названием для экспозиции, посвященной неодушевленным предметам – «Городу нужен герой» (6+). Под героем обычно понимают человека, в любом случае существо.

Во вступительной статье к экспозиции в ЦВЗ Владимир Абашев, доктор филологических наук (не обозначенный так в подписи к материалу), в очередной раз высказывает свое отношение к нашему городу. Традиционно пренебрежительное. Никогда не могла понять, что так может не нравится в нашем промышленном и таинственном городе этому исследователю. Он даже слово «стела» пишет с двумя «л» – как будто усиливая этим свое отрицание всего позитивного, что создано предыдущим поколением.

Настоящими героями выставки с таким названием, на мой взгляд, должны бы стать люди, которые открыли и сделали доступным загадочное древнее явление – бронзовые отливки пермского звериного стиля. На выставке есть небольшие стенды, посвященные первооткрывателям 19 века Теплоуховым и Волегову. Наконец зазвучало и имя Бориса Назаровского, который ровно 60 лет назад направил «Письмо товарищам, любящим наш край» во все местные учреждения культуры, предлагая обратить внимание на пермский звериный стиль. С его подачи возник общественный интерес к загадочным находкам археологов.

Были созданы фильмы, формировались экспозиции, создавались выставки, изданы каталоги и альбомы, появились первые сувениры. Об этом рассказывает один из залов выставки, где можно полностью погрузиться в советскую эпоху и все это увидеть воочию. Новаторство журналиста и общественного деятеля Бориса Назаровского проявилось в том, что объекты археологии постепенно становились арт-объектами, готовились стать брендом. И пермяки 70-х уже начали ощущать постоянное присутствие Вечности в своей обыденной жизни. Но образовался временной зазор, было отступление от приверженности обретенному стилю.

Возобновлению интереса послужил еще один человек из культурного пространства Перми: медиа-художник, как сам он себя именовал, Сергей Тетерин. Он первым в 1997 году внес уже в новое время, понятие пермского звериного стиля. Попробовал разобраться в нем на культурологическом уровне и верно оценил его пиар-возможности. А также создал первый образец дизайна: телефонные карты под названием «звериный мобильный», поместив на них изображения в пермском зверином стиле. Имя Сергея Тетерина в экспозиции не обозначено, его работы не представлены.

Еще одним автором, переосмыслившим в 90-е годы древнюю пластику, стал скульптор Алексей Залазаев. В 1999 году в органном зале филармонии состоялась его первая персональная выставка, где были масштабированы образы пермского звериного стиля. Гигантские деревянные изваяния отсылали не только к прошлому, но и к будущему. Материал для них мастер отыскивал самостоятельно в древних пермских лесах. До этого они сыграли роль дипломной работы монументалиста Алексея Залазаева, закончившего Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию имени А. Л. Штиглица.

Дальнейшее понимание городской средой уникального эстетического феномена возглавила директор ПРОО «Камва» Наталия Шостина. Не являясь специалистом, искусствоведом, культурологом, но проявляя искренний интерес к этнографической специфике региона, она в частном порядке инициировала международные научные конференции, организовывала выставки и начала систематическое продвижение пермского звериного стиля как бренда территории с начала 2000-х. Глубоко проникнув в потаенные смыслы загадочных бронзовых сокровищ, Наталия Шостина создала необычный по жанру и музыке пантомимический спектакль МИМИКРИЯ, который визуализировал основные понятия и персонажей пермского звериного стиля. В нем были глубоко прочувствованы истоки образного ряда обрядовой пластики, воссоздан ритм движений и воплощений, абрисы знакомых изображений рождалась на глазах у зрителей. Впервые была испробована и технология дополненной реальности, не имевшая в тот момент даже своего названия. По мотивам перформанса был создан одноименный видеофильм, который вышел в эфире пермского телевидения. Тогда же началось практические освоение древностей пермской чуди современными художниками, скульпторами, керамистами, дизайнерами, декораторами, модельерами, ювелирами, гримерами. Наталия Шостина долгое время поддерживала волну интереса к теме, выразившейся прежде всего в производстве сувенирной продукции, реже – в творческом осмыслении исконного искусства.

Естественно, происходило дальнейшее изучение и научное освоение явления. Хотя ученые до сих пор не пришли к единому мнению о происхождении, создании и применении атрибутов Пермского звериного стиля нашими предшественниками. Также существует множество версий о смыслах древних магических изображений.

Теперь о самой экспозиции, где под крылом Пермского краеведческого музея впервые собраны экземпляры культового литья из его филиалов, из Национального музея республики Коми, а также из Государственного Эрмитажа. Да, оказывается, в Эрмитаже есть коллекция Пермского звериного стиля, но только хранится она в запасниках. Теперь коллекция на время вернулась на родину, расширяя наши представления об искусстве наших предтеч.

Оформление экспозиции напоминает подземный мир – ведь все артефакты были извлечены из-под земли. Запутанные под потолком кабели и светодиодные ленты напоминают корни мощных деревьев, рядом с которыми бродят дикие животные, прототипичные своим изображениям в древней металлопластике. Пермяки и питерцы по- разному представили свои коллекции. С хорошо читаемым уважением и трепетом пермские музейщики разместили сокровища на деревянных, специально выточенных стендах. А вот Эрмитаж поскупился на материалы, положив бронзовые бляхи, пластины, подвески из знаменитых Кунгурского и Пешковского кладов в обычные витрины на невыразительную гипсокартонную поверхность. А ведь они на самом деле уникальны – и их показывают впервые. В Ильинском краеведческом музее, например, артефакты лежат, как и положено сокровищам – в старинном сундуке и на зеленом бархате.

Современные интерпретации в одежде, посуде, оформлении интерьеров и книг, в ювелирных изделиях, в скульптурах и полотнах художников дают возможность еще раз оценить многообразие и богатство доставшегося нам от предков дара – пермского звериного стиля. Тончайшая грань между историей и современностью ощущается в финифти Людмилы Кравченко, в орденах и перстнях Елены Васевой, в пластических проектах группы «Куб». Отдельный и очень впечатляющий эпизод экспозиции – видеоинсталляция молодежной студии «Мортёшка», известной своими компьютерными играми «Человеколось» и «Черная книга» по мотивам коми-пермяцкого эпоса. В зрительном зале происходит еще одно, наиболее полное погружение в атмосферу пермской звериной мифологии.

И «фишечка» на торте: экспозицию венчает карта города Перми, где посетителям предлагается указать места размещения атрибутики пермского звериного стиля. Так можно наглядно увидеть ареал распространения бренда, и оценить живучесть пришедшего из глубины веков эстетического явления, ставшего источником вдохновения для современных авторов.

И как тут не подивиться могуществу Перми Великой – и боги у нас свои, пермские, и стиль у нас свой – пермский. Закончить хочется цитатой из Мишеля Монтеня «Чтобы правильно судить о вещах возвышенных и великих, надо иметь такую же душу». И не важно, школьник ты или доктор наук.

Фото: Елена Майорова

Фото: Елена Майорова

Фото: Елена Майорова

Фото: Елена Майорова

Фото: Елена Майорова

Фото: Елена Майорова

Фото: Елена Майорова

Фото: Елена Майорова

Фото: Елена Майорова

Фото: Елена Майорова

Фото: Елена Майорова

Фото: Елена Майорова

Фото: Елена Майорова