80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
12.05.2025
16+
Общество

Мотовилихинский узел: подвиг пермских энергетиков в годы Великой Отечественной войны

Мотовилихинский узел: подвиг пермских энергетиков в годы Великой Отечественной войны
Фото: архив «Пермэнерго»
  1. Общество
​Вы когда-нибудь видели, как лихо работает радиально-ковочная машина? Раскаленная докрасна десятиметровая стальная болванка обретает нужную инженерам форму под мощными ударами бойков, отдача которых буквально сотрясает помещение цеха… В 70-е годы прошлого века рабочие Мотовилихи первыми в СССР освоили революционную технологию, позволявшую выдать толстостенную коническую трубу. За какие-нибудь 10-20 минут. Вместо 4-5 часов. Трубу… Или артиллерийский ствол.

И труба, и ствол – продукция, как выяснилось, всегда нужная. В любую историческую эпоху. Особенно актуальны подобные изделия перед мировыми войнами.

Для краеведа всегда интересны места, в которых колорит эпохи проявляется наиболее ярко и выпукло, а история стягивает в один великий и страшный неразделимый узел судьбы страны, города, предприятий и множества людей. Примерно так у нас сплетены история «Мотовилихинских заводов», тогда завода № 172 имени В.М. Молотова, самого славного города Молотов и подстанции «Пермь». И история Великой Отечественной, и история России, естественно.

Подстанция «Пермь» (в те годы – подстанция № 61) известна тем, что именно благодаря этому энергообъекту завод, производящий артиллерию, получил электроэнергию от одного из первенцев Плана ГОЭЛРО – Кизеловской ГРЭС. До Великой Отечественной войны краевая столица жила в условиях энергодефицита, и для Мотовилихи электричество КизГРЭС было очень важно. А в 1941 году стало важно уже критически.

В начале войны завод № 172 имени В.М. Молотова оказался в крайне немногочисленном списке предприятий, которые были тогда в состоянии поставлять Красной Армии пушки. Кроме этого завод выпускал и отгружал другим предприятиям артиллерийские пружины, орудийные щиты, тонкий броневой лист для станин, авиационные штамповки и конструкционный лист, танковый прокат, артиллерийские поковки, штамповки и фасонные отливки.

В первые месяцы войны в Мотовилихе были размещены оборудование и рабочие четырех заводов, эвакуированных из Москвы и Московской области, а также оборонные цеха Московского автозавода имени Сталина. Позднее сюда же прибыло особое конструкторское бюро НКВД из Ленинграда. В кратчайшие сроки была осуществлена перестройка производства.

За июль – декабрь 1941 года выпуск военной техники на заводе № 172 увеличился на 60 процентов, среднемесячный выпуск стали – в 2,5 раза; проката – на 10 процентов. К концу 1942 года производительность возросла в 10 раз. Как и потребность в электроэнергии. Причем она должна была поставляться без всяких перебоев и ограничений.

Ситуацию дополнительно усугубляла необходимость неукоснительного исполнения заводом № 172 программ, находящихся на особом контроле Ставки Верховного Главнокомандования. Например, программы модернизации 45-миллиметровой противотанковой пушки. Ее с успехом разработал и внедрил подконвойный конструктор специального бюро – ОКБ-172 – великий русский артиллерист Михаил Цирульников, тогда простой «з/к», а потом – Лауреат Сталинской премии и главный конструктор завода. Его усилиями Красная Армия получила легендарную пушку «М-42», пробивавшую броню, например, наиболее опасного на тот момент немецкого танка «Pz.Kpfw. IV». Орудия нового образца стали поступать на фронт уже с начала 1942 года, а к лету 1942 года с завода выходило ежемесячно до 700 пушек «М-42».

Оборудование подстанции «Пермь» и энергетики, обслуживающие ее, работали на износ.

Именно в это тяжкое время свой трудовой путь здесь начал молодой донецкий инженер Виталий Шмаровоз. Виталия направили на подстанцию «Пермь» дежурным. Вот что будущий выдающийся организатор пермской энергетики и директор «Пермэнерго» написал в 1980-е годы в своих воспоминаниях: «Осваивать подстанцию «Пермь» пришлось с азов: учить схему коммутации и параметры оборудования, релейную защиту и автоматику, правила оперативной работы и порядок пользования средствами связи, обслуживания аккумуляторной батареи и множество других вопросов, которые нужно было твердо знать, но не только знать, но и уметь практически вести переключения в цепях первичной и вторичной коммутации».

В тяжелой и объемной, масштабной работе никогда нельзя исключить ошибок. Одна из них привела к серьезному технологическому нарушению. И хотя пострадавших не было, а последствия были быстро устранены – время было очень суровое. Промахи в работе прощать никто не собирался. Как пишет Виталий Шмаровоз: «Наказали нас примерно. Дело было передано в следственные органы».

А там шутить не любили, молодым инженерам подстанции за халатность (по статье 174 тогдашнего УК РСФСР) грозило лишение свободы на срок до 3 лет.

В ситуацию не побоялся вмешаться легендарный директор «Северо-Западного района электрических сетей» «Уралэнерго», кавалер Ордена Ленина Сергей Костогрыз. Он приехал к следователю и долго спорил с офицером НКВД. Обстановка накалилась, но, по словам ветеранов энергетики, аргумент Костогрыза «Дзержинский завещал доверять нашим людям, даже если они в чем-то ошиблись» все-таки перевесил.

Как вспоминал Виталий Шмаровоз: «Следователь после допроса – в ходе профилактической беседы – рекомендовал мне брать пример в работе и жизни с Сергея Андреевича Костогрыза».

После войны Сергей Костогрыз вернулся на родной Донбасс, стал депутатом Верховного Совета СССР.

А Виталий Иванович Шмаровоз в «Пермэнерго» исполнял обязанности инженера-инспектора, с 1945 года работал начальником местной службы грозозащиты и изоляции. Это представляло собой определенную сложность, ведь в годы войны службу возглавлял кандидат технических наук и впоследствии первый советский Чемпион мира по шахматам Михаил Ботвинник. Интеллектуальный уровень стоящих перед Виталием Шмаровозом задач был очень высоким, но молодой инженер успешно справился со всеми трудностями.

В дальнейшем В.И. Шмаровоз возглавлял эксплуатационный отдел Высоковольтных сетей «Пермэнерго», был начальником службы линий электропередачи, заместителем главного инженера.

С 1 мая 1964 года Виталий Шмаровоз был назначен директором Пермских электрических сетей. Как он отметил впоследствии в своих воспоминаниях: «Мне пришлось держать в своих руках этот руль в течение долгих 16 лет».

Виталию Ивановичу, по словам близко знавших его ветеранов энергетики, удалось сформировать свой уникальный управленческий стиль, который отличали высокий уровень интеллектуальных технических решений, их экономическая эффективность, душевное отношение и внимание к людям, понимание нужд и забот трудового коллектива.

Сам Виталий Шмаровоз утверждал, что многому научился у своих предшественников в Пермских электрических сетях – Константина Солнцева, Сергея Костогрыза, Алексея Левкевича, Юрия Петрова, а также авторитетных энергетиков Западного Урала – Давида Шварца, Алексея Шеленкова, Бориса Потехина, Петра Мозжерина, Николая Окулова и многих других. В 1980-е годы Виталий Шмаровоз завершил свой трудовой путь. Работая, что называется, «на износ», как в годы Великой Отечественной – он никогда не щадил и не берег себя.

Именно ему, и его коллегам удалось тогда разрешить практически неразрешимую задачу – обеспечить при крайне ограниченных силах и средствах бесперебойное электроснабжение постоянно растущего невероятно ускоренными темпами производства. И это не пустые слова – рабочая Мотовилиха во время войны изготовила 48,6 тысяч артиллерийских орудий – каждую четвертую пушку Красной армии. Огромная цифра. По нынешним временам – так просто беспрецедентная.

В этом подвиге заводчан был весомый вклад и пермских энергетиков. Поэтому на подстанции «Пермь» (бывшей подстанции № 61) – как символ памяти и знак Великой Победы установлена специальная мемориальная доска.

Фото: архив «Пермэнерго»
Фото: архив «Пермэнерго»