В Перми прошёл фестиваль «Дягилев+» (12+). Продлившись всего два дня, он оказался самым лаконичным послесловием к Дягилевскому фестивалю из всех ранее проведённых: два концерта в основной плюс два мероприятия в просветительской программе.
Вечер открытия начался с сюрпризов. Заявленные Морис Равель и Отторино Респиги в исполнении оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса отодвинулись на второе отделение. В первом прозвучал Четвёртый концерт для фортепиано с оркестром ре минор Антона Рубинштейна.
Рубинштейн (1829-1894) — довольно редко исполняемый сегодня композитор, и даже Четвёртый концерт ре минор, его самое известное сочинение, воспринимается, как нечто неожиданное и свежее. Другим сюрпризным моментом стал солист Андрей Бараненко, один из самых востребованных пианистов Санкт-Петербурга.
Звезда Бараненко зажглась в 2018-м, когда он выиграл авторитетный конкурс Брамса в дуэте с виолончелистом Алексеем Жилиным. В 2019-м оба этих музыканта, кстати, с аншлагом выступали в Перми, и всё-таки имя Бараненко известно в основном меломанам.
Поскольку он не был изначально заявлен, появление Андрея Бараненко вместе со звездой Курентзисом вызвало почти осязаемый всплеск вопросительных взглядов. Но это – только до второй части концерта, сыгранного пианистом по памяти на волне такой виртуозной лёгкости, что казалось, он совсем не прилагает усилий, чтобы донести замысел композитора, а рисунок музыкального текста ложится сам собой и укладывается, фиксируется в памяти. Получасовой сочинение Рубинштейна закончилось так же внезапно, как и началось, Курентзис довольно поглядывал в зал (с 2023-го Бараненко – солист musicAeterna), на бис пианист исполнил адажио из балета «Щелкунчик», и оно звучало словно многоступенчатое, веерное эхо большого оркестра…
Второе отделение посвятили Морису Равелю и Отторино Респиги, композиторам, сотрудничавшим с труппой Ballets Russes Сергея Дягилева. Оркестр MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнил сюиту № 2 из балета «Дафнис и Хлоя», хореографическую поэму «Вальс» Равеля и симфоническую поэму Респиги «Пинии Рима».
Кажется, маэстро прочитал эти разные сочинения так, что стали ощутимы их внутренние рифмы-вихри, переходящие то в вакханалию, то в бравурный марш, которые как ни укрощай и не обрамляй, будут выплёскиваться, а затем просто выйдут из берегов… Кажется, в этих сочинениях, словно зашифровавших ключевые штормы ХХ века, зеркально отразились и бури нашего времени.
Но Курентзис не был бы самим собой, если бы поставил на этом точку. На бис сыграли «Болеро» Равеля, хотя, скорее, то, что происходило, напоминало пластический этюд в исполнении маэстро в рамках дирижирования оркестром. Этюд состоял из микста пантомимы, резких обрывочных движений, переходящих в глубокие паузы, коротких фрагментов «вольного сиртаки», выразительной жестикуляции и пр. Солировали духовые, дирижёр поднимал одного духовика за другим, словно ведя с ними диалог, и это было очень эффектно. Зал застыл под гипнозом, а затем разразился долгой овацией.
Просветительская программа «Дягилев+» включила лекцию (12+) театроведа, музыкального критика и драматурга Ильи Кухаренко, который рассказал о свойствах музыкального языка авторов «круга Дягилева» и оркестровых спецэффектах их сочинений, предсказавших язык кино.
Перед концертом второго вечера фестиваля прошла открытая репетиция оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса — Currentzis Lab (12+), — традиционное мероприятие Дягилевфеста, которое так любят посещать и музыканты, и обычные зрители.