Предчувствие судьбы у Владимира Данилина появилось очень рано, и школьная кличка «Факир» определила всю дальнейшую судьбу. Кем он только не был в этой жизни, пока не вышел на сцену: землекопом, слесарем, монтажником-высотником… Кстати, в филармонию Данилина когда-то взяли на полставки мима!
Владимир Николаевич Данилин родился 4 сентября 1951 года в деревне Гамовка Тульской области. Через несколько месяцев семья переехала в мордовскую деревню Такмово, а спустя несколько лет – в город Орск Оренбургской области. Здесь прошло детство Володи.
В первом классе он вместе с ребятами попал в шапито, где показывали борьбу, дрессированных животных и фокусы. Фокусник доставал из шляпы то кролика, то курицу, то яйца, а дети глотали слюнки: надо же, сколько еды!.. Послевоенное детство было голодным – в этот день в цирке шапито Володя заболел фокусами. С тех пор он, где только мог, узнавал простые трюки, некоторые придумывал сам, показывая их при каждой возможности. Это стало привычкой, потребностью, вектором жизни.
Вскоре Володя понял – хочешь, чтобы фокус проходил без сучка без задоринки, тренируйся каждый день по несколько часов. Он ставил в прихожей большое зеркало и репетировал часами. Фокусы Володя показывал везде – в школе, в магазине, на улице… Однажды его пригласил к себе цыганский барон: «Если я объясню тебе фокусы с картами, ты мне покажешь свои?». Данилин показал, а взамен получил ряд цыганских. А вскоре начал заниматься в цирковом кружке ДК металлургов.
Когда Володе Данилину исполнилось 17, о нём знал весь Орск. После восьмого класса из школы пришлось уйти и устроиться на завод – нужно было помогать матери. Дальше – армия, где Данилину посчастливилось попасть в Оренбургский ансамбль песни и пляски Ракетных войск СССР, где он продолжал заниматься и выступать.
После армии Владимир Данилин год работал монтажником-высотником, пока ему не посоветовали показаться во Всесоюзной творческой мастерской эстрадного искусства (ВТМЭИ) в Москве, и начинающего фокусника направили в Пермскую филармонию как артиста оригинального жанра. «Репетиции, концерты, общение с профессионалами – я попал в другой мир! – вспоминал Владимир Данилин».
Что такое работа в областной филармонии? Это триста концертов в год и гастроли по сельским клубам. А после – учёба во ВТМЭИ, куда новоиспечённый артист буквально потребовал его отправить. Имена режиссёров ВТМЭИ в то время служили пропуском на большую сцену: Михаил Харитонов, Ирма Яунзем, Анна Редель, Михаил Хрусталёв, Сергей Каштелян, Ирина Осинцова, Давид Тухманов… Во ВТМЭИ, основанной в 1961-м по инициативе Леонида Утёсова и Клавдии Шульженко, готовили номера всех эстрадных жанров – разговорного, вокального, вокально-инструментального, хореографического, оригинального. Учёба начиналась в десять утра, а заканчивалась глубокой ночью. Володя был счастлив: кругом – свои!
В Пермскую филармонию Данилин поступил в 1973-м году, а в 1975-м его уже знал весь Советский Союз. Вместе с режиссёром Михаилом Харитоновым Данилин придумал номер «Ширма».
Иллюзионист снимает цилиндр, приветствуя зрителей, и цилиндр «сам собой» уплывает за ширму с неподвижной руки фокусника, а тот, спохватившись, вытягивает его обратно. Дальше артист бравурно уходит за ширму и почти тотчас же появляется с другой ее стороны; его руки вытянуты, но теперь в них плывёт иллюзионный столик. Всё заканчивается левитацией, исчезновением и появлением фокусника буквально из воздуха. В «Ширме» был впервые применён стиль комического ретро – юмор, пластика, игра каждой мышцы иллюзиониста сделали в фокусах революцию.
И сразу - победа на Шестом Всероссийском конкурсе артистов эстрады, после которого для Данилина открылся весь мир. Стоял глухой железный занавес, а Владимир Николаевич только успевал оформлять визы. Работали в основном на энтузиазме, но любая поездка собирала таких интересных людей, что о деньгах никто не думал. Взять хотя бы Одиннадцатый фестиваль молодёжи и студентов в Гаване в 1979-м – восемнадцать дней в океане плюс восемь на Острове Свободы!
В 1983-м году Владимир Данилин получил Гран-при за номер «Игрок» на международном конкурсе иллюзионистов в Карловых Варах. Об этом написала «Комсомолка», и маэстро проснулся звездой. Сразу после этого он снялся в фильме Юлия Колтуна «Переступить черту», где сыграл… самого себя. Фильм сразу стал культовым, вобрав в себя всё лучшее, что на тот момент существовало в Ленинграде: режиссёр Колтун, сценарист – Александр Житинский, композитор – Олег Каравайчук. Когда «Переступить черту» показали в прайм-тайм по Первому каналу, к дому, где жил Данилин, началось паломничество, по адресу приходили мешки писем. В фильме Данилин демонстрировал не только фокусы, но занимался ментальной магией и психологическими опытами, то есть, гипнозом.
К концу 80-х Владимир и Елена Данилина объездили весь мир, выступая на Днях культуры СССР, фестивалях и конкурсах.Единственный форум, куда они не могли попасть из-за железного занавеса, был ФИСМ – Всемирный конкурс иллюзионистов, своеобразные олимпийские игры для фокусников. Первый раз Данилины выступили в Гааге в 1988-м во внеконкурсной программе; второй – в 1991-м в конкурсе с номером «Ширма»:
«Я посмотрел программу и онемел: сто шестьдесят номеров! Много крепких выступлений, много шедевров – все заранее поздравляли иллюзиониста Хуана Майорала из Испании… С первых моих трюков зал включился – это чувствуешь сразу. С середины номера началась овация, переходящая в восторженный гул... Но я заставил зрителей понервничать. Дело в том, что в условиях конкурса есть жёсткий закон: номер не должен превышать десяти минут.Как только время подходит, зажигается предупредительная жёлтая лампа, затем – красная. «Ширма» была рассчитана на девять минут 55 секунд. Зал скандировал и трепетал… На финальных аккордах я выпустил в зал белого голубя, и – о чудо! – голубь сделал круг и вернулся на ту же руку. Этого я не мог добиться ни на одной репетиции! На следующий день нам вручали Гран-при».
После этого к Данилину подошёл Дэвид Копперфильд с поздравлениями:
– Ты второй русский, который здесь победил.
– Как? – удивился Данилин. – Я думал, я первый.
– Первый русский – это я. Мой дед по фамилии Коткин был выходцем из России.
После победы на ФИСМ Данилиным заинтересовались западные продюсеры – начались продолжительные гастроли по миру.
Маэстро Данилин был очень дружен с народным артистом СССР Иосифом Кобзоном. Как-то выступая в Перми, Кобзон сказал: «Всё, что ты умеешь, Володя, необходимо передать молодым». Владимир Николаевич обещал.
Так появился авторский театр «Иллюзион» со школой для детей, международный фестиваль «Белая магия», курс Владимира Данилина в Пермском институте культуры. Это поразительно, Владимира Николаевича хватало на всё. Блестящая карьера артиста, политическая жизнь, бизнес, благотворительность…. Можно долго перечислять его звания – почётный гражданин город Перми, профессор ПГИК, парламентарий, попечитель, благотворитель и т. д. Имя Владимира Данилина стало одним из ключевых брендов Пермского края.
Важно этот бренд сохранить.