Используя сайт zwezda.su, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике конфиденциальности

Согласен
80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
14.08.2025
16+
Архив

К столетию Октябрьской революции в Перми почтили память первого главреда «Звезды»

К столетию Октябрьской революции в Перми почтили память первого главреда «Звезды»
Ветераны УФСБ по Пермскому краю вместе с сотрудниками редакции газеты «Звезда» возложили цветы к памятнику Фёдора Николаевича Лукоянова

7 ноября ветераны УФСБ по Пермскому краю вместе с сотрудниками редакции газеты «Звезда» возложили цветы к памятнику Фёдора Николаевича Лукоянова — пламенного революционера Прикамья, видного чекиста и одновременно талантливого журналиста.

Фёдор Лукоянов

В октябре 1917 года пермской организацией РСДРП Фёдор Лукоянов был назначен редактором большевистской газеты «Пролетарское знамя» — предтечи нынешней «Звезды». Вскоре после победы советской власти он возглавил сначала Пермскую, а затем и Уральскую областную чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Совмещая оба, казалось бы, совершенно разных и нелегких по роду деятельности поста, Лукоянов – молодой еще, в сущности, человек — сумел показать себя толковым организатором и отличным профессионалом.

Как чекиста Федора Николаевича точно характеризует вошедшее в историю определение сотрудника правоохранительных органов, данное Феликсом Дзержинским: «Холодная голова, горячее сердце и чистые руки».

Пермяки зачитывались политически острыми статьями газетчика-звездинца Маратова — именно такой журналистский псевдоним выбрал для себя Лукоянов. Неисправимый романтик, он надеялся на мирное развитие революции, но когда стало необходимо — взял в руки винтовку, чтобы защитить завоевания Октября.

Злые языки ставят в вину пермскому чекисту участие в расстреле царской семьи Романовых. Что поделать, раз пошла такая мода — огульно обвинять всех профессиональных революционеров, особенно большевиков, да к тому же еще и чекистов, в лютой кровожадности, ненависти ко всему человечеству и полном отсутствии совести. Думается, этот штамп придумали люди, которые сами далеки от морально-нравственных идеалов. Им трудно понять и принять, что и в жестокое время братоубийственной Гражданской войны были люди, которые ставили справедливость и человечность выше революционной необходимости. И, как доказывают документы прошлого, на руках Фёдора Лукоянова нет крови царственных особ. Наоборот, он был категорически против крайних мер, что ему тоже ставили в вину — только уже сослуживцы-чекисты…

Тем не менее памятник Фёдору Лукоянову на Егошихинском кладбище не раз подвергался актам вандализма. Хотя, наверное, это все-таки дело рук обычного хулиганья, а не его политических оппонентов. Как бы то ни было, симпатия и уважение к этой неординарной личности неизбежно возникают, когда читаешь его звездинские статьи, убеждаясь не только в силе пера Лукоянова, но и в чистоте и искренности его воззрений. И особенно когда знакомишься с историей его любви, читая переписку с пермячкой Клавдией Будриной, будущей женой Фёдора. Кстати, Клавдия происходила из рода известных пермских священников, которых традиционно хоронили у стен пермского храма Всех Святых. Недалеко от их могил нашел свой последний приют и коммунист Федор Лукоянов. Но это уже другая история…

Текст: Максим Шардаков