Какие вирусные опасности подстерегают пермяков этой зимой и что предпринимать людям, желающим благополучно пережить эту и все последующие эпидемии, рассказал нам главный внештатный эпидемиолог министерства здравоохранения Прикамья Вадислав Семериков.
– Вадислав Васильевич, каковы предварительные уроки, полученные нами за трехлетку, и чего ждут эпидемиологи от грядущей зимы?
– Отсчитывая от 13 марта 2020 года, мы пережили шесть волн коронавирусной инфекции. Возбудители менялись от европейского варианта до южно-африканского, были времена, когда в сутки в нашем крае регистрировалось более пяти тысяч подтвержденных случаев заражения.
Учитывая, что в настоящее время охват иммунизацией взрослого населения в регионе составляет 59,5%, мы более не увидим столь же интенсивных подъемов. По данным от 27 ноября, суточный прирост составил 153 человека, ранее цифры были еще ниже.
Сейчас среди острых респираторных заболеваний регистрируются преимущественно риновирусы, которые сопровождаются невысокой температурой, до 37,2 градуса C, и ринореей – обильными выделениями из носа. Далее мы ожидаем распространения аденовирусов, то есть инфекционных заболеваний, которые относят к группе ОРВИ, а ровно через две недели после зимних каникул мы прогнозируем начало эпидемии гриппа.
Должен отметить, что в предыдущие годы COVID-19 практически подавил вирус гриппа. Но этой зимой ситуация изменится, и министерством здравоохранения уже сформирован необходимый коечный фонд для госпитализации.
– Можем ли мы спрогнозировать, когда пандемия коронавируса закончится?
– Она уже фактически закончилась.
О том, что распространение вируса достигло стадии пандемии, объявляет Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Сегодня мы видим немногочисленные случаи заражения. Пандемическое же распространение коронавирусной инфекции завершилось.
– А наступит ли такой момент, когда мы полностью забудем о ковиде? Когда-нибудь суточный прирост заболевших будет равен нулю?
– Маловероятно. Как мы успели убедиться, этот вирус достаточно изменчив.
Однако за минувшие три года он стал менее агрессивен и сегодня поражает в основном лиц старше 65 лет, людей, имеющих дефекты иммунной системы, а также тех, кто считает, что вакцинация и ревакцинация процедуры необязательные.
– Сейчас идут одновременно две прививочные кампании – от COVID-19 и от гриппа. Как бы вы оценили их успешность? Изменила ли эпидемия коронавируса отношение пермяков к вакцинации?
– Должен сказать, нам стало очень трудно мотивировать пермяков на вакцинацию от гриппа. За прошедшие два года фиксировались немногочисленные случаи заражения его вирусом, а люди зачастую рассуждают так: «Зачем я буду прививаться против инфекции, которой нет?!».
Что касается ковида, хотя мы и видели серьезные приросты охвата иммунизацией населения, это было, прежде всего, связано с внедрением системы QR-кодов, дающих право доступа в общественные пространства. Впоследствии решение об обязательном предъявлении QR-кода отменили, и это несколько разуверило людей в необходимости прививаться.
Но врачебное сообщество видит, что вакцинация работает. Если бы не был достигнут определенный уровень привитости, мы бы и сейчас наблюдали широкое распространение COVID-19, соблюдали строгий масочный режим и имели все ограничения времен локдауна.
– Нужно ли перед вакцинацией проверяться на наличие антител? И если в организме есть антитела к коронавирусу, от прививки можно отказаться?
– Многие наши сограждане делали такие тесты, успокаивали себя тем, что какой-то иммунитет у них существует.
Но у ВОЗ на сегодня не определен уровень антител, который мог бы считаться достаточным для защиты организма от ковида, для этого требуются масштабные исследования. Надеемся, это случится в ближайшее время.
– Как часто нужно ревакцинироваться?
– Если вы перенесли коронавирусную инфекцию, вам показана вакцинация ровно через шесть месяцев. Аналогичные сроки ревакцинации установлены для представителей профессий, которые в повседневной практике сталкиваются с широким кругом лиц: для медицинских и педагогических работников. Для обычных граждан достаточно вводить бустерную дозу вакцины раз в год.
– На днях появилась новость о том, что человечество перешагнуло важный рубеж: жителей Земли уже восемь миллиардов. Означает ли это, что болезней будет все больше, а распространяться они будут быстрее?
– Количество людей имеет решающую роль для распространения инфекций, передающихся воздушно-капельным путем. На данный момент эпидемиологическим сообществом не прогнозируется появление новых подобных заболеваний. Нашей главной угрозой остается грипп, удельный вес которого в структуре всех инфекционных заболеваний составляет 92%.
– Какой опыт эпидемиологи вынесли из нынешней пандемии? Как изменится борьба с опасными инфекциями?
– Разумеется, была проделана большая работа: мы полностью обеспечили медицинский персонал средствами индивидуальной защиты, научились производить разделение потоков пациентов, формировать красную и зеленую зоны. Эти разграничения распространялись и на работу с больными острыми респираторными заболеваниями: мы стремились оказывать помощь на дому при малейшем подозрении на коронавирус.
Была проведена кампания по информированию: мы шли в трудовые коллективы, встречались с представителями различных служб и крупных предприятий, разъясняли необходимость вакцинации.
Реорганизации подверглась система неотложной медицинской помощи и службы связи, выездные бригады в условиях роста заболеваемости не возвращаются в поликлинику, а принимают вызовы «на колесах». Нами были детально разобраны абсолютно все проблемы, которые возникали.
Мы достигли больших успехов в развитии диагностики. В 2020 году ПЦР-тестирование было у нас малодоступно. А теперь лабораторные возможности для этого появились не только в Пермском крае, но и во всех регионах нашей страны.
Нами были разобраны все случаи нежелательных побочных эффектов после вакцинации, начиная с таких незначительных, как повышенная температура. Тут стоит отметить, что на нашей территории не зафиксировано ни одного серьезного поствакцинального осложнения, а это важно.
Перед последней, осенней волной ковида наши медики действовали как солдаты: знали, как организовать работу, были полностью готовы к любым возможным ситуациям.
– Что бы вы посоветовали нашим читателям, желающим благополучно пережить эту и все последующие эпидемии?
– Мы с вами прошли очень трудный период, связанный с потерями и с неизвестностью. Я пожелаю всем нам в первую очередь бодрости духа...
И, конечно, не стоит бояться профилактических прививок. Это лучший способ сформировать иммунитет, предотвратить тяжелые последствия инфекций. Пациенты, прошедшие через реанимацию, однозначно высказываются за вакцинацию, они судят по своему опыту. На сегодняшний день привито более 1 млн 190 тысяч жителей нашего региона.
Мы адресуем эти слова в первую очередь страдающим хроническими заболеваниями, беременным женщинам и людям старше 60 лет, то есть представителям наиболее уязвимых групп, которых необходимо обезопасить в первую очередь. Идя на вакцинацию, вы защитите не только себя, но и свою семью.
И будете здоровы!