Пермская разработка позволяет выявить антитела к COVID-19 за 3-5 минут – чуть дольше теста на беременность — Звезда

2021 , 13:49

В Прикамье разработали модель тест-системы для выявления антител к коронавирусу COVID-19. Пермское ноу-хау позволяет выявлять как заболевших в острый период инфицирования, так и тех, кто уже переболел ранее.

По сравнению с аналогами технология пермских ученых позволяет провести тестирование как в лаборатории, так и в домашних условиях. Первые наработки были обнародованы еще весной прошлого года. Новая тест-система помогает определить, есть ли в организме человека антитела к SARS-CoV-2, – она анализирует белки плазмы крови, которые иммунная система вырабатывает для нейтрализации врагов: вирусов, бактерий, грибков, многоклеточных паразитов.

При помощи пермской технологии можно будет обнаружить в режиме онлайн как антитела, свидетельствующие о том, что человек инфицирован в момент тестирования, так и те, что говорят о ранее перенесенном заболевании, вызванном COVID-19.

Группа ученых из Института экологии и генетики микроорганизмов ПФИЦ УрО РАН под руководством доктора наук Михаила Раева придумала, как создать целую линейку экспресс-тестов, определяющих антитела коронавируса. То есть за 3-5 минут быстро и просто узнать: переболел им человек или нет, а что касается вакцинированных граждан – эффективна ли прививка в каждом конкретном случае.

– Наша тест-система не требует никакой подготовки и никакого оборудования. Тест можно сделать в домашних условиях. Ровно так, как делается анализ на беременность, – рассказывает доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Пермского федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук Михаил Раев.

Ученые готовы создать на основе предложенной модели разные варианты тест-систем, пригодных не только для домашнего самотестирования, но и для исследования пациентов в кабинете врача, лабораторного использования, в том числе с применением регистрирующей, но при этом весьма простой и недорогой, аппаратуры.

Главная задача авторов ноу-хау сейчас – это скорейшее внедрение изобретения в практику. Причем, как говорят, стоить тест будет совсем недорого – в отличие от иных, в том числе импортных альтернатив.

Прежде всего стоит отметить, что все классические тесты на SARS-Cov-2 , применяемые сейчас, делятся на две большие категории: первая группа тестов нацелена на обнаружение генетического материала (РНК) вируса, а вторая группа – это тесты на определение антител. Что касается первой, более дорогостоящей, то для обнаружения РНК вируса преимущественно применяется метод полимеразной цепной реакции (ПЦР), чуть реже – метод изотермической амплификации.

Эти виды диагностики нужны для того, чтобы определить болен ли человек коронавирусом в настоящий момент или нет. По скорости процедура происходит практически в экспресс-режиме. Анализы производятся сейчас в аэропортах, на курортах, в значительном числе пермских больниц, медцентров, лабораторий. В среднем в Перми, стоимость тестирования составляет сейчас одну-две тысячи рублей.

Тесты на определение антител, менее дорогостоящие, но и менее показательные. Сам вирус такие тест-системы не ищут. Они ищут антитела (IgА, IgМ, IgG) к белкам нуклеокапсида и оболочки вируса. Антитела класса A (IgA) начинают формироваться и доступны для детекции примерно со второго дня от начала заболевания, достигают пика через две недели, но долго не сохраняются

Антитела класса M (IgM) начинают выявляться примерно на седбмые сутки от заражения, достигают пика через неделю и могут сохраняться в среднем до шести недель. Примерно со второй, третьей недели или ранее определяются антитела класса G(IgG). Этот мониторинг позволяет максимально объективно оценить уровень иммунитета исследуемого к потенциальному инфицированию COVID-19. Здесь средняя цена вопроса в лабораториях Перми – порядка 500 рублей.

Антитела к коронавирусу в первую очередь свидетельствуют о том, что человек переболел COVID-19, вакцинирован или болен сейчас. Конкретику определяет соответствующий тип антитела. Их же наличие свидетельствует о том, появился иммунитет или нет. Научные разработки производят на уровне молекулярной биотехнологии и наночастиц.

Сейчас в Института экологии и генетики микроорганизмов разрабатываются современные методы неинструментальной диагностики на основе оригинальных технологий. Синтезируются реагенты, пригодные для конструирования широкого спектра тест-систем аналитического и диагностического назначения, не требующих для своей реализации аппаратурного обеспечения.

К сожалению, путь от разработки и внедрения того или иного изобретения, до его практического применения и постановки на поток в современных реалиях достаточно продолжителен.

– У нас задача какая? Сделать реагент, который будет долго жить, хорошо работать и дешево стоить. И самое главное, чтобы это было максимально просто, – делится кандидат биологических наук, научный сотрудник ПФИЦ УрО РАН Павел Храмцов.

И действительно, даже по признанию коллег из других научных центров страны, пермские разработки универсальны и более привлекательны по себестоимости, однако, пока прорывные технологии так и остаются на уровне опытных образцов и перспективных разработок. Причина – острая конкуренция в фарминдустрии и, очевидно, отсутствие мощного лоббистского ресурса.

К слову, если бы пермская экспресс тест-система для выявления антител к коронавирусу COVID-19 была запущена в массовое производство, ее стоимость в рознице была бы в разы ниже нынешних рыночных цен на аналоги.

Николай Ставцев