СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
15.09.2024
16+
Архив

Аварийный дом стал криминальным

Аварийный дом стал криминальным
Расселение аварийного жилья порой сопровождается откровенной уголовщиной

В конце января в признанный аварийным и расселенным дом на ул. Куйбышева, 68 в Перми нагрянули грабители. Среди белого дня буквально в двух шагах от здания Свердловского райотдела полиции мародеры несколько дней выносили металлические конструкции, спиливали двери и вывозили награбленное на такси.

Жители дома возмущены не только этим фактом, но и тем, что им по-прежнему не выплатили компенсации за оставленное жилье. Недовольство жителей абсолютно справедливо, но такие ситуации отвратительны еще и тем, что дискредитируют всю работу по расселению аварийного жилья, которая ведется в крае.

Дом без охраны

Как сообщил портал «Вкурсе.ру» (18+) со ссылкой на пресс-службу городского УМВД, 24 января мародеры разграбили расселенный аварийный дом на ул. Куйбышева, 68 и попытались вывезти чужое имущество на такси. Об этом в дежурную часть отдела полиции Свердловского района поступило сообщение от собственников аварийного жилья.

В свою очередь в пресс-службе полиции сообщили, что проводят «комплекс оперативно-розыскных мероприятий», чтобы установить все обстоятельства. «По результатам проверки будет принято процессуальное решение», – отметили в ведомстве.

Сложно сказать, что входит в этот «комплекс оперативно-розыскных мероприятий». Зато известно, что на самих воров он не производит никакого впечатления. Потому что буквально через сутки, 26 января, они вновь пришли в дом и как ни в чем не бывало продолжили свою «работу», спиливая металлические двери и батареи отопления. Как это стало возможно?

Дом на ул. Куйбышева, 68 признан аварийным в октяб­ре 2023 года. Был объявлен режим ЧС, людей экстренно расселили, и не все успели вывезти свое имущество. Как рассказала корреспонденту «Вкурсе.ру» одна из собственниц жилья в этом доме по имени Ольга, ключи от квартир обязали сдать представителям городской администрации, попасть в свои квартиры можно было только с разрешения чиновников. На тот момент, правда, была выставлена охрана, и какое-то время жители были спокойны за свою собственность.

Но, как выяснилось, в декаб­ре 2023 года охрану сняли.

– Мародеров обнаружили бывшие жильцы дома, которые живут недалеко. Они увидели свет в доме, сделали звонок в дежурную часть, а сами побежали смотреть, что происходит. Они увидели, что воры уже сняли абсолютно все входные двери, срезали все батареи, вывезли мебель, душевые кабинки, выбили стеклопакеты, в общем, разграбили все что могли. Часть имущества положили прямо на снег у входа. И это при том, что администрация нам в свое время не разрешила ни двери снять, ни стеклопакеты, а ведь они стоят немалых денег, их можно было бы поставить на другое место, – сетует Ольга.

Другой житель дома, Антон, добавил в интервью порталу 59.ru (18+), что жителям не разрешили снять двери и окна потому, что они являются неотъемлемыми элементами квартир и нужны для того, чтобы провести адекватную оценку стоимости жилья, которая на момент расселения еще не была сделана. Жителям пообещали, что дом будет под охраной, потому многие оставили в своих бывших квартирах мебель, бытовую технику, сантехнику и другое имущество.

Понятно, что не охраняемое здание обязательно рано или поздно станет объектом внимания криминальных элементов. Почему же тогда сняли охрану?

Аварийный дом стал криминальным

Как пояснили журналистам в пресс-службе администрации Перми, охрану аварийного дома на ул. Куйбышева, 68 осуществляло частное охранное предприятие по контракту с администрацией Свердловского района. Контракт действовал на период, пока жители вывозят свое имущество.

«Контракт с ЧОП закончился в январе этого года, на данный момент все жители покинули дом и забрали вещи. Ранее также были приняты меры по ограничению доступа в аварийное здание: дом был огорожен, входные двери заварены», – заявили в пресс-службе пермской мэрии.

Однако, как видим, в администрации не обладали всей полнотой картиной по поводу вещей жителей. У воров было другое мнение, и они хорошо поживились чужим имуществом. Сами жители утверждают, что чиновники даже не удосужились уведомить их о том, что охрану с дома сняли. Сейчас люди не понимают, кто будет компенсировать им ущерб. Это при том, что они не только до сих пор не получили компенсация за свое жилье, но даже не понимают, когда именно это произойдет.

Жители без компенсаций

Пытаясь выяснить, когда же собственникам будут выплачиваться положенные по закону компенсации за утраченное жилье, жители и журналисты пермских СМИ выяснили, что администрация города переложила эту обязанность на будущего гипотетического инвес­тора комплексного развития территории (КРТ). Здесь, на ул. Куйбышева, власти планируют построить новое жилье, но пока проект решения о КРТ в этом микрорайоне находится на согласовании.

По данным пермской мэрии, вопрос должен решиться к июню 2024 года. «В таком случае предоставление жителям нового жилья или денежных компенсаций будет осуществляться инвестором», – отмечают в администрации Перми.

Добавим, что пока в Перми в стадии реализации находится только один проект КРТ – территории на ул. Плеханова. Право на заключение договора по застройке этого мик­рорайона в конце 2023 года на аукционе выиграла организация, входящая в строительную группу «Развитие». Сейчас застройщик действительно самостоятельно решает вопросы расселения, предоставления жителям альтернативного жилья или выплаты компенсаций, но всем понятно, что это длительный процесс.

То есть практика КРТ в Перми пока не наработана, и назвать точные сроки выплаты компенсаций, опираясь на предыдущий опыт, сейчас не может никто. В доме на ул. Куйбышева, 68 – 56 квартир, и с каждым собственником еще нужно договориться, оформить все необходимые документы, в случае споров – пройти через судебные тяжбы. А убытки люди несут уже сегодня, каждый день, ведь многие живут в съемной жилье. К тому же из-за того, что их бывшие квартиры остались без охраны, потеряли имущество.

Тут можно вспомнить о том, какие компенсации получили от мэрии пострадавшие при обрушении в 2015 году дома на ул. Куйбышева, 103 в Перми. Тогда рухнул один из подъездов пятиэтажного дома, и в результате трагедии погибли два человека – пожилые супруги. Жильцам четырех разрушенных квартир была выплачена материальная помощь в размере десяти тысяч рублей. Пострадавший молодой человек, оказавшийся в результате обрушения дома в больнице, получил 25 тысяч рублей, а родственники погибших при ЧП пенсио­неров – по 50 тысяч рублей за человека.

При подобных расценках на человеческую жизнь про убытки от кражи домашнего скарба, скорее всего, можно просто забыть.

Ложка дёгтя

В таких историях, какая случилась с жителями дома на ул. Куйбышева, 68, обидно не только за них – хотя за них, конечно, в первую очередь. Обидно за всю немалую работу, которая проводится в Пермском крае по расселению аварийного жилья. Расселение из аварийного жилья ведется в рамках национального проекта «Жильё и городская среда», утвержденного президентом РФ Владимиром Путиным.

По темпам расселения из ветхого и аварийного жилья Пермский край входит в пятерку лидеров в России. Такие показатели позволяют регио­ну опережающими темпами получать финансирование из федерального бюджета на расселение.

Благодаря досрочному финансированию на расселение из ветхого жилья только в 2022 году Прикамье получило порядка 9,5 млрд рублей, в том числе 1,2 млрд рублей из Фонда содействия реформированию ЖКХ РФ. За счет этих средств до 2023 года из аварийных домов переселили более 16 тысяч жителей края, причем более 1,2 тысячи человек из них – досрочно. Опыт Прикамья по расселению аварийного жилья постоянно отмечают на уровне страны, Пермский край вошел в перечень субъектов, где расселено максимальное количество жителей.

Параллельно с нацпроектом в рамках региональной программы по расселению жителей аварийных домов в 2019-2024 годах переселяют более 32 тысяч человек из домов площадью более 470 тысяч кв. метров. Саму программу, по оценкам минстроя Пермского края, планируется завершить на восемь месяцев раньше срока. В регионе действуют разные механизмы расселения, включая компенсации за изымаемое жилье и субсидии на покупку нового. Также предоставляется новое жилье, в том числе в муниципальных домах, которые специально возводятся для этих целей.

Говорят, всего одна ложка дегтя может испортить бочку меда. Вот и головотяпство чиновников на местах, которые даже не знают, вывезли ли свое имущество жители расселяемых домов, способно испортить впечатление от всей масштабной деятельности по ликвидации аварийного жилья в Прикамье. А значит, из истории дома на ул. Куйбышева, 68 должны быть извлечены уроки, чтобы больше таких случаев не повторялось.

 

Владислав Поспелов

Фото: Аварийный дом не охраняется, поэтому он стал приманкой для воров / Владимир Бикмаев