За холодную неделю середины декабря в городах Прикамья произошла серия аварий на сетях тепло и водоснабжения. Самая крупная случилась в Соликамске, но были прорывы-отключения в Кунгуре, Осе, Краснокамском округе, Пермском округе. После ликвидации аварий СМИ и соцсети больше всего обсуждали явно неудачную реплику главы Соликамска Евегния Самоукова. Как представляется, это не проблема, в отличие от общего состояния сетей в ряде городов края. Ряд муниципалитетов пользуются инструментами для модернизации инфраструктуры и получают результаты. Другим придется этим заняться в ближайшее время.
Холода середины декабря 2023 года в Пермском крае вряд ли можно назвать «экстремальными» или «аномальными». Температуры в диапазоне –30… –37 градусов вполне привычны и типичны для региона. Однако в этом году декабрьские морозы спровоцировали серию аварий на тепло-, водопроводах и электросетях. От нагрузки выбивало трансформаторы в Пермском округе, лопались трубы в Кунгуре, Осе, Краснокамском округе. Самая крупная авария произошла в Соликамске, где вроде бы типичный прорыв теплотрассы перетек в многодневное ЧП.
Хроники соликамского замерзания
Первая авария в промышленном центре севера Прикамья произошла вечером 12 декабря. Из-за прорыва сначала отключили от тепла дома в нескольких микрорайонах города, но через несколько часов подключили по резервным линиям к другим котельным. Аварийщики стали искать место прорыва.
Поиски затянулись, а 14 декабря рвануло еще в двух местах – не выдержали резервные линии. Начали быстро остывать дома 3-го микрорайона Калийщиков, Верхнего Больничного и центра Соликамска. Там, где коммунальщики не успели слить воду из систем, рвало трубы отдельных домов. Жителям города стали раздавать обогреватели, плюс включили свои, и это привело к перегрузкам на электрических сетях. Но в целом электросети города выдержали пик нагрузки.
Как оказалось, совсем не зря в начале декабря губернатор распорядился создать оперативный штаб по ЖКХ в связи с надвигавшимися морозами. С 14 декабря в городе заработал свой оперативный штаб, руководить которым направили зампреда краевого правительства по вопросам ЖКХ Андрея Кокорева. К местным коммунальщикам подключились специалисты Уралкалия, а затем и инженеры «Т-Плюс» из Березников.
К тому моменту общие настроения в соцсетях о работе городских властей вполне обобщаются одним сообщением: «За всю историю Соликамска и Соликамского округа ни разу не было такого бедствия в плане аварийного отключения тепла и воды в холодное время года. Это однозначно ЧП. Люди уже почти 4 суток в холоде». Тепло начали возвращать в квартиры отключенных микрорайонов к вечеру 15 декабря. Но на окончательную ликвидацию последствий аварий потребовалось еще несколько дней.
19 декабря сообщили о завершении аварийных работ.
– Тепло бесперебойно поступает во все дома. Управляющие компании точечно отрабатывают заявки жителей по внутридомовой отладке подачи тепла. Последствия аварии могли быть не так масштабны. Недопустимо, когда от несвоевременных действий чиновников страдают люди. Сегодня последний рабочий день замглавы Соликамского округа по вопросам ЖКХ Андрея Рыкова. «Главе округа Евгению Самоукову объявлен выговор», - сообщил губернатор.
На встрече с редакторами СМИ глава региона пояснял, что работу с сетями в Соликамске можно было начать еще три года назад.
– Мы года три говорили главам города, что надо искать источники финансирования. У них три года нет инвестиционной программы. Они три года фактически не перекладывают сети. У них была возможность заявиться в федеральное инфраструктурное меню, но это не сделали. Отказались, – уточнил Дмитрий Махонин.
Трубы, как зубы
Проблема в том, что Соликамск – не исключение. Ситуация в других городах края не лучше. В подавляющем большинстве трубы теплопроводов чугунные, у которых официальный срок службы 20 лет. Работают они уже по 40–50 лет. Например, лопнувшая магистраль в Соликамске сделана в конце 70-х годов прошлого века.
Есть понимание, во сколько могут обойтись программы модернизации теплосетей городов. Например, для Лысьвы затраты составят около 2 млрд рублей. Там начинает работать концессионер, компания «Т-Плюс», и, по словам Дмитрия Махонина, в городе в скором времени «все будет неплохо с точки зрения надежности и безопасности». Работы идут в Чайковском. Этот город несколько проще для коммунальщиков, потому что он молодой. В Перми основная проблема – недофинансированность сетей водоснабжения и водоотведения.
То есть работы в ряде городов ведутся. Но в целом, чтобы реконструировать и модернизировать систему теплоснабжения в крае, требуются десятки миллиардов рублей, а также люди, оборудование и время. Существующие тарифы и платежи потребителей не в состоянии покрыть затраты.
Сейчас, кроме региональных властей, к решению подключилось и федеральное правительство. Например, работает программа «Чистая вода». По ней в Прикамье только за 2021 год было реализовано три крупных проекта: реконструкция сетей водоснабжения в Мотовилихинском районе Перми, строительство нового водопровода в поселке Лямино Чусовского округа и реконструкция системы водоснабжения в Лысьве. Сейчас реализуют еще семь объектов на 1,5 млрд рублей.
Кроме того, стоит сказать об «Инфраструктурном бюджетном меню», в которое входит комплекс финансовых инструментов. Это – инфраструктурные бюджетные кредиты, инфраструктурные облигации, реструктуризация бюджетных кредитов, предоставление средств Фонда национального благосостояния Фонду ЖКХ, инфраструктурные кредиты ВЭБ.РФ на городскую инфраструктуру и т.д. Все это направлено на модернизацию системы ЖКХ.
По словам Дмитрия Махонина, последние годы в коммунальную сферу идут крупные инвестиции: «Надо пользоваться этими возможностями. Чайковский пользуется. Была серьезная проблема с водоснабжением Оханска – решили.
Сейчас федеральные власти предоставляют пакет инструментов для получения инвестиций в модернизацию городских систем ЖКХ. Для того, чтобы ими пользоваться, нужна инициатива местных властей. А не выискивать в соцсетях гневные высказывания горожан, чтобы заявить на них в полицию, как это выдумали в Соликамске.
Александр Давыдов, info@zwezda.su