СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
300 историй Перми
13.06.2024
16+
Архив

Пермская Мулянка: когда защита интересов маломобильных групп населения приносит пользу всем остальным

Пермская Мулянка: когда защита интересов маломобильных групп населения приносит пользу всем остальным
Почти десять лет тянется история с организацией пешеходного перехода через железнодорожные пути на станции Мулянка.

Почти десять лет тянется история с организацией пешеходного перехода через железнодорожные пути на станции Мулянка.

Попытки решить проблему не раз предпринимались, но особенности норм и правил, а также подчас противоречивая позиция прокуратуры только запутали ситуацию. Есть ли шанс довести дело до конца?

Опасность на путях

Поселок Мулянка Пермского округа разделен надвое железнодорожными путями Транссиба. Школа, детсад, остановка автобуса и другие важные для людей объекты – на одной стороне, жилые дома – на другой. Хочешь не хочешь, а добираться до той же школы или садика надо каждый день. Через пять железнодорожных путей.

Движение по ним весьма оживленное – более 150 поездов в сутки. Практически каждые десять минут пролетает какой-то состав – грузовой или пассажирский поезд дальнего следования, притормаживает местная электричка. Интенсивный трафик в сочетании с плохо организованным переходом путей не раз приводил к несчастным случаям, в том числе, к гибели детей.

Еще в 2013 году Пермская транспортная прокуратура выступила истцом в суде, требуя от АО «РЖД» организовать переход. 26 июня 2013 года Дзержинский районный суд вынес соответствующее решение, и в качестве перехода появился деревянный настил. Это было какое-никакое решение. Спустя несколько лет в ходе ремонта настил разобрали. Долгое время люди, в том числе родители с колясками, были вынуждены перебираться прямо через пути.

Борьба за безопасность

После многочисленных обращений жителей в 2019 году транспортная прокуратура направила в Пермский районный суд очередной иск к АО «РЖД». Прокуратура пыталась добиться от железнодорожников строительства безопасного пешеходного перехода возле станции. Но суд отказал в этих требованиях, указав, что вообще-то такой переход есть. Он организован рядом с автомобильным переездом.

Это – чистая правда. Вот только жители говорят, что от этого перехода им ни жарко, ни холодно. До автомобильного переезда от одного конца поселка – около 2,5 км, от другого – порядка 1 км. От самого переезда до здания вокзала – чуть менее 500 метров, и этот путь долгие годы был практически непролазным – грязь, глина, гравий. К тому же идти к переезду приходилось непосредственно по проезжей части автомобильной дороги, что само по себе безопасности не добавляло.

В 2021 году администрация Лобановского сельского поселения построила тротуары по улицам, ведущим к станции Мулянка: Октябрьская, Лесничества, Воинская. Но и это не сняло проблемы, ведь на самой станции все равно надо было прыгать через пути. Логичным было бы построить полноценный надземный или подземный пешеходный переход. Для РЖД задача решаемая и не очень затратная.

Но в ходе судебных разбирательств выяснилось, что дело даже не в деньгах. Оказывается, по существующим нормативам, такие переходы строятся при интенсивности движения более 200 поездов в сутки. А в Мулянке, как мы уже отмечали, их – более 150. При такой интенсивности движения пешеходные переходы должны быть так называемой «второй категории», и иметь помимо собственно настила, ограждение, искусственное освещение, зону накопления пассажиров, предупредительные знаки и устройства автоматической сигнализации о приближении поезда.

Даже переход возле автомобильного переезда вряд ли соответствовал указанным требованиям. Но главное – жители все равно им не пользуются. Потому что неудобно.

Кто в ответе?

Проиграв РЖД, в 2021 году транспортная прокуратура выходит с новым иском в суд. На этот раз – к администрации Лобановского сельского поселения, требуя «разработать программу для реализации мероприятия Генплана муниципального образования в час­ти строительства наземного пешеходного перехода в районе станции Мулянка».

Пермский районный суд удовлетворил требования прокуроров. Это решение администрация Пермского муниципального округа пыталась оспорить, но 27 сентября 2022 года Седьмой кассационный суд оставил жалобу муниципалитета без удовлетворения. Исполняя решение суда, в начале 2023 года в администрации Пермского округа решили включить строительство перехода через железную дорогу на станции Мулянка в программу комплексного развития транспортной инфраструктуры Лобановского сельского поселения.

Означает ли это, что переход скоро будет построен? Вовсе нет. Своим иском, который носит формальный характер, прокуратура только внесла дополнительное непонимание в и без того затянувшуюся проблему.

Здесь необходимо сделать небольшое пояснение. Действительно, в Генплане поселения появление такого перехода запланировано. Но загвоздка в том, что местная администрация физически не может построить переход на земле, принадлежащей РЖД. Эта земля находится в федеральной собственности. Как только местные чиновники попробуют в нее хотя бы лопату воткнуть, тут же получат по шапке за превышение полномочий. А если решат потратить бюджетные деньги на строительство здесь чего-либо – пойдут под суд за нецелевое использование средств.

В прокуратуре, подавая в суд на местную администрацию, конечно, это прекрасно понимали. Но сделали это, вероятно, исключительно из «процедурных» соображений: есть Генплан – должна быть и соответствующая программа. А то, что людям нужны не прокурорские иски и судебные решения, а безопасный переход – дело десятое.

«Мобильный» подход

Надо отметить, что в иных случаях транспортная прокуратура занимает и вполне конструктивную позицию. Депутат думы Пермского муниципального округа Максим Баталов в 2019 году плотно занимался схожей проблемой с переходом через железнодорожные пути на станции Ферма. Народный избранник рассказывает, что неоднократно по поручению жителей обращался в РЖД с просьбой обеспечить безопасный переход, но неизменно получал отписки: мол, переход есть, а если его качество вас не устраивает – ваши проблемы.

Тогда была избрана иная тактика: по закону объекты транспортной инфраструктуры должны быть доступны для инвалидов и других маломобильных групп населения. Транспортная прокуратура поддержала обращение депутата, выписав соответствующее предписание в адрес РЖД. К 1 сентября 2022 года переход был отремонтирован – пока в деревянном исполнении, но вскоре должен стать и бетонным.

По тем же основаниям осенью 2022 года Максим Баталов инициировал прокурорскую проверку переходов в Мулянке.

В результате 24 ноября 2022 года на основании постановления Пермской транспортной прокуратуры ОАО «РЖД» оштрафовано за «уклонение в обеспечении доступности транспортной инфраструктуры для инвалидов» на 20 тысяч рублей. Был расширен и приведен в порядок «основной» переход – тот, что на автомобильном переезде. Но самое главное для жителей – восстановлен и «служебный» переход на самой станции, которым они в основном и пользуются.

Также Пермская транспортная прокуратура 22 декабря 2022 года направила в Басманный суд Москвы иск о возложении на РЖД обязанности обеспечить доступность станции для пассажиров с ограниченными физическими возможностями и маломобильных групп населения. Возможно, именно это решение позволит решить проблему с переходом в Мулянке по существу, а не формально.

Владислав Поспелов