Шокирующий инцидент произошел в одной из пермских школ на прошлой неделе. 15-летние подростки издевались над шестиклассником, тушили об его руку окурки. Свои действия подростки называли «испытаниями на мужество». При этом сегодня стало известно, что педагогам посоветовали искать будущих преступников в начальной школе и корректировать их поведение. В центре при Минпросвещения РФ разработали методические рекомендации для учителей.
«Тест на мужество»
Ожоги на теле ребенка обнаружила мама мальчика. Ей он рассказал, что их ему причинили «трое незнакомых подростков». Это издевательство было уже не первым, до этого шестиклассника после школы избивали старшие ребята. Родители пострадавшего ребенка обратились с заявлением в полицию.
В городском департаменте образования взяли на контроль расследование инцидента.
— Лица и обстоятельства произошедшего установлены. Департаментом образования ситуация взята на особый контроль, – сообщили «В курсе.ру» в пресс-службе департамента образования администрации города Перми.
Кроме того, сегодня пресс-служба СУ СКР по Пермскому району сообщила, что следователи Кировского района Перми начали доследственную проверку по факту истязания несовершеннолетнего.
— С целью установления всех обстоятельств произошедшего несовершеннолетние и их родители были опрошены сотрудниками полиции. В настоящее время проводятся проверочные мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего. По результатам проверки следователем будет принято законное процессуальное решение, — отметили в пресс-службе краевого следственного управления.
В помощь педагогам
Пока следователи и департамент образования Перми разбираются в том, кто виноват в очередном случае жестокого обращения с ребенком, в Минпросвещения РФ разработали методические рекомендации, которые помогут педагогам в профилактике проблемного поведения учащихся и в определении садистских наклонностей у ребенка, при этом еще в начальной школе, сообщают «Известия».
Методичка рекомендует обращать внимание не только на явные признаки, к которым относится уже открытое проявление агрессии и насилие к другим детям, но и на косвенные — стойкое повторяющееся поведение, не соответствующее общепринятым нормам и наносящее ущерб самому человеку, окружающим и имуществу. В частности, под это определение у детей до восьми лет попадают чрезмерное упрямство, вспыльчивость, открытое непослушание. У детей 8-9 лет — прогулы уроков, побеги из дома, попытки обмана взрослых, попрошайничество, употребление алкоголя или наркотиков.
Кроме того, взрослые должны обратить внимание на то, что рисует ребенок. Если он изображает символы криминальных субкультур, деструктивных сообществ — это может быть «тревожным звоночком». Сюда же относятся повышенный интерес к оружию и взрывчатым веществам, а также тематические посты в соцсетях. Если у подростков подобное поведение еще можно объяснить переходным возрастом, то у детей младшего возраста это должно настораживать.
Но при этом эксперты рекомендуют работать с ребенком аккуратно, чтобы не спровоцировать его на конкретные действия и не обострить ситуацию.
Пока не сообщается, когда документ поступит в регионы. Но встает вопрос: насколько этот документ корректен с точки зрения психологии и насколько он будет эффективен в школах.
Так, детский психолог Николай Стрелков рассказал «Эху Перми», что подобные методические рекомендации помогут выявить признаки девиантного поведения у ребенка в раннем возрасте и, возможно, это предотвратит негативные последствия как для него, так и для окружающих.
— На мой взгляд, многие действия, которые предпринимаются Министерством, намного лучше, чем, скажем так, ничего. Может, абсолютного спасения от этого ждать не стоит, но все же стоит задуматься о том, что подростки и даже ребята доподросткового возраста уж входят в систему социальных отношений. Родители еще продолжают играть важную роль в их жизни, но социум который они приобретают в виде учителей, одноклассников — первичный, уже это оказывает влияние на их формирование. Поэтому внимание со стороны учителей на то, что происходит с ребенком, может какие-то ранние девиации выявить и в какой-то степени немножко помочь скорректировать поведение ребенка, чтобы оно в будущем не привело к каким-то негативным последствиям, – говорит Николай Стрелков.
Кроме того, психолог добавил, что сейчас зачастую социальная страница ребенка — это своеобразное отражение его души.
— Работая с детьми, чье поведение было девиантным, всегда на страницах можно было найти достаточно явные признаки того, что что-то с ребенком не совсем так. Бывают некоторые перегибы, связанные с особенностями общения в соцсетях. Но все равно некий общий тренд, общая тенденция, она там вырисовывается, — говорит эксперт.
В связи с этим Николай отмечает, что не стоит недооценивать ту информацию, которую размещает на своей странице в соцсети ребенок — ее нужно оценить и как можно раньше забить некую тревогу и обратить внимание на этого подростка.