СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
21.12.2024
16+
Архив

Павел Рахшмир: от «Трех мушкетеров» до «Вариаций на тему консерватизма»

Павел Рахшмир: от «Трех мушкетеров» до «Вариаций на тему консерватизма»
Специфика новейшей истории в том, что ее события еще недавно обозначались словом «вчера». И занятия ею порой напоминают хождение по лезвию бритвы. А потом выясняется, что и подождать можно было.

Специфика новейшей истории в том, что ее события еще недавно обозначались словом «вчера». И занятия ею порой напоминают хождение по лезвию бритвы. А потом выясняется, что и подождать можно было.

Так, в 1964 году соискатель ученой степени кандидата исторических наук Павел Рахшмир с особым интересом читал увлекательнейшие материалы о деятельности советского разведчика Рихарда Зорге и… сокрушался, что в диссертации на эти материалы не сошлешься.

Дело в том, что находились они в спецхранилище и никому, кроме узкого круга специалистов, не выдавались. Какова же была досада молодого диссертанта, когда в мае 1964 года, едва ли не на следующий день после его защиты, сенсационные документы о деятельности Зорге, которые могли бы значительно дополнить и украсить диссертацию, таки были рассекречены и поступили в научный оборот!

Интерес к истории пробудился у Павлика рано, лет в десять-двенадцать. Этому способствовало чтение, поначалу, конечно, довольно беспорядочное, потому что книг было мало, и читать доводилось то, что попадало под руку. У хозяйки, которая сдавала квартиру эвакуированным – в Молотов Паша с семьей попал во время Великой Отечественной, будучи увезен с Украины, – нашелся роман Вальтера Скотта «Квентин Дорвард» (12+), потом попались «Три мушкетера» (12+) А. Дюма – таково было первое приобщение к исторической тематике.

– Но вот однажды, – рассказывает профессор, – мне подарили книгу известного российского историка Николая Костомарова, и ее я прочел более осознано, причем множество раз. Потом, после неоднократного прочтения известной книги Е. Тарле, меня увлекла фигура Наполеона. А потом я уже с головой окунулся в прошлое, прочитав не совсем понятную мне в силу возраста, но увлекшую «Историю XIX века» в восьми томах.

Окончив в 1953 году школу с серебряной медалью, Павел решил поступать на историко-филологический факультет ПГУ. Правда, в то время его 17-летнего больше привлекал спорт: Павел занимался в секции фехтования. И в дальнейшем ему часто приходилось совмещать учебу и спорт, причем бывало, что спорт выходил на первое место. Взрослым Павел даже некоторое время работал тренером по фехтованию.

Сделав однажды выбор в пользу XX века, Рахшмир как историк-исследователь остался верен данному периоду. Пожалуй, самой известной монографией пермского профессора, написанной в соавторстве с одним из крупнейших российских авторитетов в области Александром Галкиным и признанной в Перми классической, является книга «Консерватизм в прошлом и настоящем», выпущенная издательством «Наука» в 1987 году.

Это первый в российской историографии труд, в котором консерватизм рассматривается как сложное идейно-политическое явление от его истоков до момента написания книги. При этом политические идеи на его страницах часто подаются в живом и персонифицированным виде.

– Книга о консерватизме, – рассказывает Павел Юхимович, – подводила итоги первых исследований по данной теме и была одновременно отправным пунктом для последующих работ.

И действительно «Консерватизм…» положил начало целой серии статей в жанре политического портрета. В них были представлены наиболее яркие консервативные деятели Запада: Уинстон Черчилль, Рональд Рейган, Маргарет Тэтчер, Джордж Буш – старший и Джордж Буш – младший, – таковы лишь самые известные герои последующих работ профессора Рахшмира. Все они были включены в книгу, названную «Вариации на тему консерватизма» и изданную в 2004 году в престижной серии «Избранные труды ведущих ученых Западного Урала».

В свое время Генри Киссинджер считал, что процесс разрядки международной напряженности должен держаться на «пяти китах» (правда, называл шесть – авт.): США, Россия, Европа, Китай, Япония и Индия будут следить за тем, чтобы никто из них не достиг господства. Они будут сдерживать кризисы и войны, насколько это возможно, чтобы сохранить статус-кво.

Прошло не так много времени, и мы стали свидетелями, как Россией сделано предложение о созыве «Новой Ялты» – фактически предложение нового круглого стола, «концерта держав», если вспомнить терминологию XIX века, который будет задавать тон в мировой стабильности…

Павел Юхимович Рахшмир, которому в 2020 году исполнилось 85 лет, совсем недавно отошел от преподавания, но остается одним из популярных, любимых и авторитетных профессоров Пермского государственного нацио¬нального исследовательского университета.

Виктор Ембулаев,
кандидат исторических наук, доцент