Повеяло столичным духом

12 июля, 12:15

Председатель Счётной палаты предложил создать на Урале «третью столицу». Это известие взбудоражило одних, насмешило других, третьим напомнило пресловутую «Культурную столицу».

Ныне председатель Счётной палаты РФ, а ранее министр финансов РФ в течение одиннадцати лет и одно время вице-премьер Правительства РФ Алексей Кудрин вдруг посчитал, что в целях генерации экономического роста — примечательно уже то, что человек, критически настроенный по отношению к экономической политике старого-нового Правительства РФ, уже не сомневается, что таковой будет, — в стране необходимо создать «конкурента» Москве и Петербургу. Этакий центр силы и экономического влияния; о политическом аспекте незаменимый советник президента России не рассуждал. Никакого переезда министерств и ничего подобного, о чём было модно периодически досуже рассуждать.

Не потеряться в городах

Кратко изложим суть предложений Кудрина.

Все сограждане очень рады успехам отечественного сельского хозяйства. Однако Алексей Леонидович в данном случае агропром оставляет в стороне и указывает на то, что экономический рост создается в основном в городах, причем в крупных. Москва и Санкт-Петербург сейчас производят 32 процента российского ВВП и в течение пятнадцати-двадцати лет будут расти темпами по 5–7 процентов в год, опережая всю остальную Россию.

И не следует тормозить такое пугающее возвышение двух столиц, становящихся недосягаемыми, — в том числе потому, что желанный модернизационный и технологический прорыв будет совершаться на их основе. Нет, Алексей Леонидович предлагает не ломать, а только строить, — приблизить другие регионы к уровню Первопрестольной и Питера.

Для этого нужно создать новые крупные сверхагломерации — промышленные, финансовые и транспортно-логистические узлы, способные производить продукт и генерировать мечтаемый рост. Первой же кандидатурой на статус наилучшего «противовеса» Москве и Петербургу внутри страны Кудрин назвал Екатеринбург, Пермь и Челябинск. Кстати, сделать это с нашими городами Алексей Леонидович предлагает не в первый раз. И не исключено, что поэтическая формула Твардовского об «Урале — опорном крае державы» на наших глазах обретет новое мощное звучание.

Застраивать дороги от одного города до другого — когда между ними сотни километров — многоэтажками по обочинам не придется. По мнению главного ревизора страны, достаточно связать три административных центра Урала высокоскоростными магистралями, позволяющими попасть из одного города в другой за пару часов.

И второе: желательно прописать в наших городах центры управления — и формирования прибыли — крупных компаний. Здесь примером служит Петербург — бюджет Северной столицы наполнили именно так.

И ныне от идей одного из самых влиятельных в государстве людей просто так не отмахнешься — только что приняты принципиальные предложения Алексея Леонидовича о пенсионном возрасте, на которых он настаивал десяток лет. Кто теперь поручится, что не станет реальностью и эта его инициатива?!

Мы решили обсудить предложения «лучшего министра финансов» с нашими экспертами. А каковы для Перми факторы в пользу столичности? Какую роль способна играть высокоскоростная магистраль? И насколько реально зарегистрировать штаб-квартиры ведущих мощных компаний?

Культура в помощь

— В пользу столичности Перми говорит насыщенная культурная жизнь, — считает депутат Законодательного собрания края Татьяна Миролюбова, председатель комитета ЗС по промышленности, экономической политике и налогам, доктор экономических наук. — Дягилевский фестиваль, очень высоко оцененный экспертами с мировыми именами, проект «Пермский период — новое время», спектакли нашего театра оперы и балета, руководимого Теодором Курентзисом, «золотые маски» Театра-Театра, яркие спектакли театра «У моста», богатейшая коллекция Пермской государственной художественной галереи и тому подобное.

Промышленный же потенциал… Как показывает опыт таких крупных и влиятельных городов, как Лондон, Берлин и им подобных, это не решающий фактор. Для «столичности» прежде всего важна успешность.

В моем понимании это наличие рабочих мест, адекватных современным запросам выпускников университетов, колледжей и иных учебных заведений. Эти запросы, с одной стороны, определяются содержанием образования и формированием у выпускников наиболее передовых, актуальных компетенций, а с другой — уровнем заработной платы. Таким образом, в городе должно быть значительное количество рабочих мест, обеспечивающих молодым людям возможность самореализации и соответствующий уровень дохода.

Почему именно молодым? Потому что именно они носители самых современных знаний и компетенций, наиболее мобильная часть населения, определяющая будущее города. Если они остаются в этом городе жить, создавать семью, строят планы на жизнь — значит, у города есть будущее. И в первую очередь городам решать нужно именно эту задачу — создание качественных рабочих мест в необходимом количестве. Ведь именно поэтому Москва и Петербург являются центрами притяжения граждан из всех других городов России и в первую очередь молодых людей. Безусловно, также необходима и культурная, и социальная составляющая — интересная и насыщенная событиями жизнь.

Полагаю при этом, что идея сверхагломерации на практике трудно реализуема. Высокоскоростная магистраль (ВСМ) — главное условие для реализации проекта. Именно транспортная доступность побуждает граждан и бизнес размещаться в том или ином месте, ведь агломерация дает экономическую выгоду от близкого размещения поставщиков и покупателей, производителей и потребителей, приводящего к снижению транспортных и иных издержек, экономии за счёт «эффекта масштаба».
Да, если высокоскоростная железная дорога будет построена, она значительно повысит мобильность населения. Но ездить на работу каждый день только в одну сторону полтора часа, находясь в поезде, плюс добираться до вокзала и от него — это означает чересчур большие затраты времени.
Кроме того, появление агломерации, как показывает мировой опыт, требует целенаправленных управленческих усилий со стороны органов государственной власти. Сомневаюсь, что власти каждого города решатся выбрать для себя такое направление развития.

Если всё же эта идея начнет реализовываться, то рациональнее всего будет не искать ответа на вопрос, кто главный (в треугольнике Пермь — Екатеринбург — Челябинск — ред.), а определить некую «специализацию» трех городов, чтобы экономики всех трех городов взаимно дополняли друг друга.

Текст:  Игорь Карнаухов
Фото: Владимир Бикмаев; открытые источники

 

Оформить подписку на e-mail