СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
27.07.2024
16+
Архив

Министр ЖКХ и благоустройства Прикамья рассказал о подготовке к отопительному сезону

Министр ЖКХ и благоустройства Прикамья рассказал о подготовке к отопительному сезону
Не за горами старт отопительного сезона. Официально он начинается 15 сентября, и к этой дате вся инфраструктура ЖКХ должна быть готова к подаче тепла.

Не за горами старт отопительного сезона. Официально он начинается 15 сентября, и к этой дате вся инфраструктура ЖКХ должна быть готова к подаче тепла.

О подготовке к сезону и о том, как модернизируется в Пермском крае отрасль ЖКХ, в пермском эфире радио «Спутник» (18+) на волне 91,2 Fm рассказал министр ЖКХ и благоустройства Пермского края Артём Балахнин.

– Артём Александрович, вот уже и осень. Традиционно мы все начинаем думать о том, подготовилось ли Прикамье к отопительному сезону. Когда вообще начинается эта подготовка?

– Подготовка к отопительному сезону начинается еще весной, буквально с апреля. Она начинается с планов, которые муниципалитеты нам присылают для того, чтобы качественно подготовить все системы к приему теплоносителя в предстоящий отопительный сезон.

У нас есть летняя ремонтная кампания, которая заключается в том, что все ресурсоснабжающие организации проводят ремонты тепловых сетей, основного и вспомогательного оборудования на теп­ловых источниках. И это тоже жаркая пора, когда все ресурсники заняты этой подготовкой.

Помимо этого, у нас контрольные мероприятия, которые мы проводим в рамках работы министерства. Мы заслушиваем органы местного самоуправления по их готовности и на сегодняшний день уже подходим, по сути, к финишной прямой. До 15 сентяб­ря у нас должна быть стопроцентная готовность к зиме.

– И какова готовность на данный момент?

– По городу Перми – 98 процентов, а по региону в целом на 20 августа была готовность 93 процента, в том числе и по запасам топлива. К 15 сентяб­ря ждем уже официального завершения всех подготовительных мероприятий, весь Пермский край должен выйти на 100 процентов готовности.

– Что включает в себя подготовка к работе в условиях зимы?

– Для нас это оценка готовности котельных, их более 1400 по краю. Также проверяем готовностью электрических сетей (более 52 тысяч километров по Пермскому краю), тепловых сетей (3,5 тысячи километров), канализационные, водопроводные сети, объекты социальной сферы. Проводим проверку и готовность всех внутренних инженерных систем к приему теплоносителя. И, конечно, многоквартирные дома, их в крае более 18 тысяч.

Когда готовность приблизится к 100 процентам, начинается проверка со стороны надзорных органов. В первую очередь это Ростехнадзор, который оценивает готовность муниципальных образований.

– На сегодняшний день есть проблемные муниципалитеты? Бывали случаи, когда не очень быстро запускалось тепло, например, в Кизеле, других городах КУБа…

– Да, мы традиционно наблюдаем за качеством подготовки муниципальных образований, отмечаем лучшие и отстающие. На сегодняшний день у министерства есть два муниципальных образования, которые мы держим на контроле: это Губахинский городской округ в части города Гремячинска и Красновишерский городской округ в самом Красновишерске. Там сейчас проводятся мероприятия по замене основного оборудования.

В Красновишерске на одной котельной меняют два котла. В Гремячинске по краевой программе модернизации в этом году происходит замена котельных. Мы выделили финансирование из краевого бюджета и ставим вместо двух избыточных неэффективных котельных одну блочно-модульную котельную, которая будет с началом отопительного сезона подавать теплоноситель в многоквартирные дома. Монтаж сейчас закончен, и к 15 сентября работы должны быть окончательно завершены. Пройдет проверка и котельная войдет в отопительный сезон.

– Итак, начало отопительного сезона – 15 сентября. Почему именно такая дата?

– На самом деле, как правило, он начинается раньше, в зависимости от того, когда наступают холода. Есть нормативные документы, в соответствии с которыми у нас начинается отопительный сезон: тогда, когда среднесуточная температура наружного воздуха в течение пяти суток подряд ниже плюс восьми градусов. Это и есть сигнал и основание для того, чтобы администрации того или иного муниципального образования, где такой факт был зафиксирован, выпустили постановление о начале отопительного сезона.

Как правило, сначала подключаются объекты социальной сферы, а затем многоквартирные дома и прочие объекты. Тем самым уже запус­кается полноценная система теплоснабжения и переходит на зимний режим работы.

– Если заявлено, что сезон начался, а я подхожу к батарее и она холодная – что делать, кому жаловаться?

– Если в вашей квартире или во всем вашем доме есть какие-то проблемы, батарея холодная, в первую очередь нужно обращаться к управляющей организации, которая обслуживает ваш дом. Это управляющая компания либо товарищество собственников жилья, она будет решать проблему. Причины могут быть разные: бывают внутридомовые неполадки, могут быть они на ЦТП либо в тепловых камерах, которые принадлежат ресурсоснабжающей организации. Если проблема внутри дома, силами управляющей компании производится регулировка внутридомовых систем. Если проблема у ресурсоснабжающей организации, тогда она должна подключаться по заявке управляющей компании и проверять, по каким причинам теплоноситель не подается на тот или иной многоквартирный дом или какой-то социальный объект.

Конечно же, в министерстве и во всех муниципалитетах организовываются горячие линии при запуске отопления. В этом году она тоже будет работать с 15 сентября. И если вы не дозвонились до своей управляющей компании, обязательно надо звонить в орган местного самоуправления по тому телефону, который указан на горячей линии. Если и орган местного самоуправления не отвечает, то надо обращаться уже в министерство ЖКХ. Мы со своей стороны подключимся и будем координировать работу.

– У нас погода не всегда стабильная. Бывает, что после похолодания лето вдруг неожиданно возвращается, и все начинают говорить о том, что мы отапливаем воздух и открывать все форточки. Как в этой ситуа­ции должны реагировать теплоснабжающие организации и управляющие компании?

– Да, периодически эти вопросы возникают. Но система отопления инертна. Если уж мы ее запустили, не так просто ее остановить и потом заново запустить. Да, она регулируется, мы можем снижать температуру теплоносителя в более теплые дни и повышать эту температуру в более холодные дни. Такое регулирование позволяет нам не заниматься «форточным регулированием». Это первый момент.

Второй момент. Как правило, во многих домах сейчас в рамках программ повышения энергоэффективности устанавливаются индивидуальные тепловые пункты – так называемая погодозависимая автоматика. Это тоже один из элементов управления в таких ситуациях. Чтобы не было перетопа, производится регулирование непосредственно на объекте: на доме либо ином здании, которое оборудовано индивидуальным тепловым пунк­том. Это позволяет в более теплые дни, когда мы уже начали отопительный сезон, сэкономить как в деньгах, так и в количестве тепловой энергии, которая подается на объект.

Да, бывали и такие случаи, когда теплая погода стояла несколько недель, и мы прекращали подавать теплоноситель в многоквартирные дома. Но это все же исключение, а не постоянная практика.

– Давайте чуть подробнее поговорим о том, как министерство стимулирует те же самые управляющие компании к тому, чтобы они внедряли мероприятия по энергосбережению? Ведь то, что вы называете перетоп – это еще и удар по нашим карманам.

– Да, есть мера поддержки. У нас существует программа, когда в рамках энергоэффективного капитального ремонта идет установка индивидуальных тепловых пунктов с погодозависимой автоматикой. Фонд развития территорий, который раньше назывался Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, компенсирует затраты управляющим компаниям, которые занимаются таким энергоэффективным ремонтом.

В прошлом году на такие мероприятия было достаточно много заявок. Потому что многие УК сегодня полностью приводят в нормативное состояние свои теплопринимающие устройства на доме, модернизируют их. Тем самым экономят тот энергоресурс, который заходит в дом, без потери качества отопления самих квартир.

Такая программа существует, и все согласования по заявкам на участие в ней проходят через наше министерство. Мы помогаем оформлять документы должным образом либо при необходимости вносить в них коррективы, чтобы УК получали такую компенсацию.

– Все централизованное теплоснабжение досталось нам еще от Советского Сою­за. Это доставляет некоторые проблемы, поскольку система уже старая. Существуют ли какие-то программы, которые позволяют Пермскому краю постепенно как-то ее модернизировать?

– С 2019 года начали реа­лизовывать в Прикамье программу «Модернизация коммунальной инфраструктуры». Мы из краевого бюджета выделяем субсидию на капитальный ремонт, реконструкцию, новое строительство изношенной тепловой инфраструктуры в муниципалитетах. В первую очередь поддерживаем реконструкцию так называемых теплоисточников – это котельные, которые, как вы правильно заметили, еще со времен Советского Союза имеют избыточную мощность. Взамен ставим маленькие современные блочно-модульные котельные, с помощью которых как раз производится отопление многоквартирных домов и жителей в той или иной части муниципалитета.

– Насколько эффективно эта программа работает? Есть ли какие-то показатели оценки?

– Мы ведем плотную работу по финансированию реконструкции наших крупных котельных, которые на сегодняшний день являются неэффективными. Они строились в свое время под одни мощнос­ти, а по факту на сегодняшний день мы имеем совершенно другие, меньшего объема. И это в первую очередь позволяет экономить на потреб­лении теплоэнергоресурса, когда мы ставим маленькие современные блочно-модульные котельные, которые более эффективны.

Программу, как я сказал, мы начали в 2019 году, и на сегодняшний день у нас реализовано 18 проектов в девяти муниципалитетах края. В процессе реализации – еще четыре проекта, в частности, упомянутый город Гремячинск. В части муниципалитетов закончены мероприятия по строительству новых котельных – Юрла, Очёр, Кишертский район.

Также мы определились с другими объектами, которые будем поддерживать в рамках этой программы. На 2023–2024 годы у нас предусмотрено порядка 600 миллионов рублей на девять проектов в пяти муниципальных образованиях: Александровский, Куединский, Юрлинский, Кизеловский округа и ЗАТО Звёздный.

Программа показала свою эффективность. Она дает снижение избыточной мощности, а значит, затрат на топливо, в первую очередь, природного газа. Конечно же, самое главное – повышение качества и надежности теплоснабжения, его безопасности. Вот это, наверное, главные цели, которые мы преследуем в рамках этой программы.

– А федерация как-то помогает решать задачи модернизации?

– Да, ведь всем известно, что износ коммунальной инфраструктуры высокий. Поэтому мы планомерно работаем не только в рамках нашей краевой программы, но и взаи­модействуем с федеральными программами. В прошлом году через средства Фонда национального благосостояния мы привлекли в общей сложности порядка 2,8 миллиарда рублей на мероприятия опережающего финансирования по модернизации коммунальной инфраструктуры в части теплоснабжения.

За счет этих средств мы реа­лизуем четыре проекта в Губахинском городском округе, в Лысьве занимаемся обновлением тепловых сетей и строительством новых блочно-модульных котельных, начинаем работать в Верещагине, в Индустриальном районе Перми. То есть достаточно большой объем вложений привлекается в Пермский край на модернизацию тепловой коммунальной инфраструктуры.

Также активно участвовали в этом году в федеральной программе «Модернизация коммунальной инфраструктуры». Эта программа действует на территории 13 муниципальных образований, в нее включены 54 мероприятия, в основном это тепловые сети. Порядка 1,2 миллиарда руб­лей мы предусмотрели на мероприятия по капитальному ремонту либо реконструкции этих сетей. Это полностью обновление участков теплосетей в Чернушке, Осе, Пермском районе, Бардымском, Верещагинском и ряде других муниципалитетов.

Одним из критериев участия в этой программе является софинансирование местных бюджетов и, конечно, готовность проектов. Только под готовые проекты мы получаем финансирование.

В целом на программу модернизации коммунальной инфраструктуры на 2023–2024 годы объем финансирования – порядка трех миллиардов рублей.

Александр Давыдов