Была у прикамцев такая забава – выбираться в автосалон и прокатиться на машине с тест-драйва.
В выходные от желающих прикоснуться к желанному средству передвижения (часто – к роскошному) было не протолкнуться. Бывало, что после тест-драйва, не сходя с места, оформляли покупку. Но на пути приятного времяпрепровождения встали ограничения, сначала коронавирусные, потом – санкционные. Мы объехали пермские автосалоны Перми и подтверждаем – ситуация в отрасли кардинально переменилась.
Первое, что бросается в глаза – вакханалия в ценообразовании. Рядом, в соседних шоу-румах, могут стоять десятилетний Subaru XV за 2,3 млн рублей и новый Suzuki Vitara за ту же сумму. Прошлогодний Renault Logan Stepway из складских остатков обойдется в 1,45 млн рублей, а Lada Vesta в 2,2 млн. Недавний хит продаж исчез из автосалонов, но один из них сохранился на складе, сообщил менеджер после длительного поиска в компьютере.
Еще недавно за такие деньги можно было стать владельцем упакованного японского или немецкого паркетника. Но с тех пор цены на многое рванули вверх. Вслед им с завистью смотрят зарплаты.
– Дайте рынку полгода, он стабилизируется, перекосы в ценах исчезнут, – считает менеджер автосалона Николай Чудаков.
Пока же финансовые возможности среднестатистического пермяка явно отстают от его желаний. Грустно вздохнув, отворачиваемся от Toyota Corolla за 3,45 млн и Subaru Forester за 4 млн и идем смотреть бюджетные предложения. В каждом автосалоне просим показать имеющийся в наличии автомобиль по самой низкой цене, на котором можно сразу после оплаты уехать домой.
Новые лидеры продаж – китайцы. В их шоу-румах «есть жизнь», к машинам прицениваются клиенты, вдоль автосалонов стоят стройные ряды новеньких Haval и Exeed. Данные Автостат подтверждают визуальные наблюдения: китайские бренды к концу осени 2022-го подмяли под себя треть российского рынка новых авто и рванули дальше.
В последнюю неделю февраля россияне купили 4663 новых легковых машин китайских марок (41,6% от общего объема продаж). Вторыми идут отечественные автомобили с долей рынка в 40,7%. Впрочем, если рассматривать в разрезе марок, то лидером остается Lada (4298 штук). За ней следуют сразу четыре китайских производителя – Chery (1580 штук), Haval (1202 штук), Geely (644 штук) и EXEED (495 штук). EXEED, показав в январе 4-кратный рост продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, вытеснил из топ-5 Kia. В десятку также входят китайский бренд OMODA, Hyundai (316 штук), УАЗ (216 штук) и Toyota (211 штук). Результаты остальных марок не дотянули и до полутора сотен продаж.
Цены на «китайцев» ниже, чем на «японцев» и «корейцев», но все равно кусаются. Эксперты объясняют это желанием продавцов выжать максимум на рынке, откуда уходят конкуренты, и размерами таможенных пошлин. В результате в России автомобиль может стоит в полтора, а то и в два раза дороже, чем в Китае. Минимальная стоимость Haval Jolion в салоне – 1,9 млн рублей за машину в базе с МКПП. Делим на примерную среднюю пермскую зарплату (52 тысячи рублей). Получается, что для покупки надо выложить доход за три года. Между тем специалисты по финансам и кредитам рекомендуют ограничивать стоимость покупки авто размером в десять своих месячных зарплат.
Однако вариантов новых машин за полмиллиона рублей на рынке просто нет. Поэтому переходим из разряда потенциальных покупателей в просто интересующихся темой и фиксируем цены. Hyundai Solaris – 2,2 млн рублей. Mitsubishi Xpander Cross – 2,59 млн рублей. Kia Soul – 2,33 млн рублей. Renault Logan Stepway с двигателем в 82 л. с. – 1,43 млн рублей. Renault Captur – 1,9 млн рублей. Geely Coolray –2,3 млн рублей. Lada Granta – 853 тысячи рублей. Это, напомним, минимальная доступная цена. Пару лет назад столько просили за хорошие комплектации Lada Vesta, машины классом выше, современнее и безопаснее, чем Granta.
– Бюджетный сегмент остался самым массовым. Другое дело, что наполнявшие его раньше автомобили своими новыми ценам стремятся к уровню, который мы привыкли считать премиальным. В ценовом диапазоне от 0,7 до 1,5 миллиона рублей теперь царят российские и китайские производители. К последним выстроилась очередь из желающих получить статус официального дилера, поэтому у китайского автопрома на ближайшие годы прослеживаются отличные перспективы на российском рынке. В проигрыше – западные бренды, – считает автоэксперт Алексей Деткин.
Чем дальше от китайских шоу-румов, тем безлюднее автосалоны. О пережитых тяжелых временах напоминают истертые напольные наклейки с просьбами сохранять дистанцию в полтора метра от других людей и пользоваться масками. О тяжелых нынешних – свидетельствуют неубранный снег на площадках перед салонами. Раньше невозможно было представить, чтобы днем в воскресенье с машин для тест-драйва даже не сметали снег. Предложение прокатиться за все время визитов в автосалоны прозвучало только раз – на Geely.
Смотрим дальше. Легендарная «буханка» стоит в автосалоне за полтора миллиона. Столько же стоит УАЗ Hunter, а «Патриот» подорожал до 1,85 млн рублей. Эти машины чаще всего брали жители краевых территорий, далеких от Перми. Новая цена срубила спрос на корню. Еще берут «буханки», но в основном юрлица под задачи малого бизнеса. Снова в автосалоны вернулась легендарная двухдверная «Нива». Название новое – «Lada Niva Legend», а по ощущениям – старый добрый или недобрый – кому как, советский автопром.
Kia Picanto – от 1,5 млн рублей, Kia Rio – от 2,2, Suzuki Swift – 1,9 млн, Suzuki Vitara – 2,2 млн, переднеприводный Nissan Qashqai – 2,7 млн рублей. Где-то менеджеры говорят о последних остатках былой роскоши – прошлогодних дилерских поставках и официальной гарантии. Где-то признаются в параллельном импорте. Бизнес настроен выживать до последнего, и покупателям надо держать в уме риски полулегальных поставок. СМИ сообщают, что Росстандарт начал отзывать свидетельства, которые позволяют регистрировать автомобили, ввезенные в Россию из-за рубежа. Причины могут быть разными.
– Риски есть, если параллельным импортом занялся дилетант. Поставщик с опытом учтет все необходимые нюансы: от сертификатов до таможенных правил, – считает Николай Чудаков.
По его словам, у людей меняются потребительские привычки. Генератором спроса на автомобили становятся онлайн-сервисы продаж и контекстная реклама. Для потенциального покупателя на первый план вышли такие параметры, как цена и возможность приобрести автомобиль. Сервис и тест-драйв отошли на второй план.
– Правят бал цена и возможность купить. Хотя в тех же китайских автосалонах, где кипит жизнь, вам как прежде предложат чашечку кофе и тест-драйв. В целом на авторынке сформировались три тренда. Первый – рост присутствия китайских производителей, посмотрите как мощно стартовала Omoda. Второй – рост продаж российских автомобилей. Можно видеть, как автовозы с «Грантами» ежедневно подъезжают к автосалонам. И третий – ввоз авто из-за рубежа.
Алексей Деткин подтверждает: мало кто устраивает тур выходного дня по автосалонам. Три четверти покупателей приезжают туда после предварительного созвона и обсуждения. Все дорожат своим временем и не тратят его на поездки без понимания, что есть на складах у автодилеров.
Согласимся с экспертом: спонтанные поездки в автосалоны в формате «увидел – затестил – купил» остались в прошлом. Менеджер одного автосалона, с ностальгией вспоминая времена былого бума, сказал, что многих постоянных посетителей узнавал в лицо. Сейчас старые дилерские центры переживают кризис жанра.
Александр Давыдов