Месяц назад новым президентом Пермской торгово-промышленной палаты был избран Вячеслав Белов.
Ему довелось контролировать бизнес в качестве руководителя прикамской ФНС. Работать в бизнесе первым заместителем гендиректора ООО «ПФПГ». Помогать предпринимателям в статусе краевого бизнес-омбудсмена. И вот сейчас пришло время формировать условия работы бизнеса. Это одно из ключевых направлений работы ПТПП, рассказал Белов в интервью на радио «91,2 Fm» (16+).
Миссия ПТПП: Помогать бизнесу и региону становиться успешнее, создавая и расширяя возможности для взаимодействия, развития и достижения лучших результатов.
– Вячеслав Артурович, вам явно не потребовалось много времени, чтобы освоиться в новой должности.
– Действительно, я более трех с половиной лет проработал в ПТПП, не было необходимости тратить время на погружение в работу. Кроме того, прежний руководитель палаты Олег Жданов объявил о своей отставке заранее, что дало членам Палаты и сотрудникам возможность в плановом режиме пройти кадровые перестановки, которые были минимальными.
– Насколько вы планируете изменить работу ПТПП?
– Палата была, есть и будет одной из крупнейших консалтинговых компаний, оказывающих услуги бизнесу. В состав ПТПП входит более 1130 участников, чьи права и интересы мы защищаем и кому оказываем содействие. Главная цель – создание в Пермском крае комфортных условий ведения бизнеса. В систему ТПП РФ на территории края входят Верхнекамская торгово-промышленная палата, АНО «Пермское региональное агентство развития квалификаций», АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА-Пермь», АНО «Центр оценки и экспертиз» в Чайковском и обособленное подразделение в Лысьве. Также на площадке палаты работают бизнес-объединения: комитеты, гильдии и рабочие группы, включая межотраслевые и профессиональные.
– Организация взаимодействия бизнеса с органами власти остается ключевым направлением работы?
– Безусловно, бизнес заинтересован в эффективной коммуникации с органами власти. Этот интерес подпитывался необходимостью адаптироваться сначала к коронавирусным ограничениям, сейчас – к санкционному давлению. Потребность в диалоге возникает и при других изменениях, как например, было при проведении транспортной реформы в краевой столице. ПТПП предоставляет и экспертизу по темам, и площадку для общения, как это было в вопросах охраны, частного образования, представления интересов частных медицинских организаций.
– С какими новыми вызовами столкнулся бизнес в 2022 году?
– Осенью предприниматели начали говорить о кадровых проблемах и проблемах бронирования сотрудников в связи с частичной мобилизацией. Если у крупных промышленных и, особенно, у оборонных предприятий понимание в данном вопросе было, был опыт такой работы, то у частного бизнеса в сфере розничной торговли, услуг – не было.
Между тем, речь идет, в том числе о компаниях, занимающихся обеспечением продовольствия, пассажирскими и иными перевозками. Согласитесь, стратегически значимые социальные задачи, по закону бронирование возможно, а опыта нет. Надо было помочь организовать, внести предложения, и, как мы видим, федеральное правительство достаточно быстро среагировало.
– Процедуры введения мер поддержки бизнесу были отточены в ковидные годы, и ведущую роль там играла качественная обратная связь с предпринимательским сообществом.
– Абсолютно так. Востребованность ПТПП была максимальной. Надо было не просто собрать предложения, но и предлагать решения, эти решения продвигать на муниципальном, краевом, федеральном уровнях, через систему ТПП РФ. Крайне важны нюансы, которые знают и понимают только непосредственные участники производственного процесса.
– Например, введенные после начала СВО меры поддержки IT-специалистов, стимулирующие их оставаться работать в России, были бы эффективнее, если бы учитывали тот факт, что многие представители IT-отрасли не состоят в штате организаций, а работают на них по договорам и дистанционно.
– Да, мы отслеживаем такие моменты и говорим о них. Но в целом поддержка IT-сферы была организована быстро и четко. А вот с водителями так быстро не получилось.
– Вопрос кадров в рабочих профессиях, по идее, регулируется рыночными механизмами, а именно – повышением зарплат.
– Хочется и согласиться, и не согласиться одновременно. Мы имеем образовательную лицензию, и в этом году ПТПП готовила различных специалистов, в том числе две группы швей. Они нужны, но сомневаюсь, что им будут предлагать очень высокую оплату труда, как это иногда бывает с вакансиями водителей, работающих в сложных условиях, или операторов станков с ЧПУ.
– Однако пермский форум «Образование и карьера» показал рост интереса молодежи к рабочим специальностям.
– Приоритеты действительно меняются. Если раньше все рвались получать высшее образование, пусть даже гуманитарное и на платной основе, то в этом году часть абитуриентов изначально нацеливается на получение рабочих специальностей и среднего специального образования.
– Символично, что избрание вас руководителем ПТПП состоялось в рамках проведения в Перми форума экспортеров, на котором обсуждались вопросы выхода на новые рынки сбыта.
– Палата продолжает и усиливает работу по проведению бизнес-миссий внешнеэкономической деятельности. В этом году были организованы бизнес-миссии в ОЭА, Казахстан, Беларусь. А в декабре планируем впервые провести внутрикраевую бизнес-миссию для поиска партнеров внутри региона. Необходимый опыт есть, Палата уже проводила встречу комитета по строительству Пермской ТПП, где представители застройщиков рассматривали предложения от потенциальных поставщиков для строительной отрасли.
Мы были удивлены: оказалось, что пермские строители часто используют неместную продукцию, которая, может, не более высокого качества, а то, что привыкли закупать. Отсюда родилась идея проекта для Пермского края в формате B2B, свести компании с потенциальными поставщиками, которые не подозревают о существовании друг друга. Либо организовать новое производство для укрепления внутрикраевой кооперации, если наши бизнесмены окажутся достаточно гибкими и скорыми на подъем.
– ПТПП продолжит развивать проект «Покупай пермское»?
– Как приоритетный. В проекте участвуют производители качественных товаров. Это крайне важно в продовольственной сфере. Пермяки производят качественные продукты – молоко, сыры, курицу, хлеб, кондитерские изделия и не только. Причем часть этой продукции идет на экспорт, и при этом ее недооценивают на пермском рынке.
Насытить пермские прилавки продукцией пермских производителей – одно из главных направлений нашей работы. Если я захожу в магазин, всегда беру с прилавка продукт со знаком «Покупай пермское», потому что я люблю свой город, знаю, что это – пермские предприятия, что это – качественная продукция, что благодаря, в том числе, моему выбору пермяки имеют работу, получают заработную плату, регион собирает налоги. Для меня это крайне важно.
На сегодня в проекте участвует 405 организаций. Это наша гордость. Мы не только помогаем пермским производителям продвигать свою продукцию, соединяем их с представителями торговых сетей на торгово-закупочных сессиях, но и популяризируем потребление пермских продуктов. У Палаты задача в 2023 году значительно активизировать эту работу.
– Каким образом?
– Например, при помощи проекта «Здоровье в промышленном городе». Он частично связан с «Покупай пермское» тем, что мы подготовили и утвердили в проекте принципы здорового питания. Сейчас мы формируем реестр таких продуктов, вся информация по обоим проектам размещена на сайте Палаты. Эти продукты так же можно будет брендировать, как и продукты «Покупай пермское». Это – сквозной проект про питание, здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, адресованный как самым юным пермякам, молодежи, так и их родителям, и работодателям.
– Каким вы видите эффективный механизм взаимодействия бизнеса и власти на ближайшее время?
– Это непростой вопрос. Скажу, может, крамольную мысль, но у нас слишком много институтов государственной поддержки и организаций по взаимодействию с органами власти. Мне кажется, они будут эффективнее, если начнут активнее взаимодействовать в интересах развития, а некоторые даже укрупнятся.
Александр Давыдов
Вячеслав Артурович Белов (59 лет).
В 1991–2009 годах работал в налоговых органах, пройдя путь до руководителя УФНС РФ по Пермскому краю.
В 2009–2012 годах – первый зам. гендиректора ООО «ПФПГ».
В 2013–2019 годах – советник губернатора, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае.
В 2019-2022 годах – вице-президент Пермской ТПП.
Избран президентом палаты 12 октября 2022 года.