СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
23.10.2024
16+
Архив

Закон снова разрешил точечную застройку?

Закон снова разрешил точечную застройку?
История строительства дома на улице Горького, 86 в Перми длится уже более 10 лет, но в последний год она стала по-настоящему скандальной.

История строительства дома на улице Горького, 86 в Перми длится уже более 10 лет, но в последний год она стала по-настоящему скандальной.

В ней воплотились, пожалуй, все пороки нашего градостроительства: манипуляции с проектом, «широко закрытые глаза» чиновников, противоречия в подходах к одним и тем же вопросам в разных ведомствах. В сухом остатке – затянувшаяся судебная тяжба между краевым минстроем и прокуратурой, во время которой застройщик спокойно продолжает возводить здание. К чему это может привести?

Право на застройку участка в 2011 году на аукционе выиграла фирма «Сарко». Согласно договору, компания должна была расселить находящиеся здесь три аварийных дома, а затем возвести жилой дом. По проекту, секции этого 62-квартирного дома должны быть высотой в шесть–девять этажей, первые этажи предназначались для общественных и коммерческих помещений. Проект планировки и межевания территории прошел публичные слушания, был утвержден постановлением главы администрации Перми Дмитрия Самойлова 17 февраля 2015 года. Но после этого начались чудеса.

Компания «Сарко» передала права на участок новому собственнику – ООО «ПСК «Стройэффект». Эта фирма в 2018 году сделала абсолютно другой проект. Дом сместился на территории застройки, а главное стал вдвое выше — 11–18 этажей, вместо 62 квартир в нем стало 202. Несмотря на это, созданное для возведения объекта ООО «СЗ «Горького, 86» получает разрешение на строительство и в 2021 году начинает работы. Первыми забили тревогу жители соседних домов. Сразу стало понятно, что высотка закроет солнце для множества квартир. Что проблемы с автопарковкой, и без того острые в центральных районах города, усугубятся. Что вырастет нагрузка на дороги и социальную инфраструктуру.

Да что там – стройка начала доставлять людям неприятности уже в процессе. Пятно застройки залезло на тротуар, из-за чего пешеходам пришлось выходить на проезжую часть. Затем, в один из ветреных дней, во время заезда техники внезапно распахнулась створка ворот и ударила двоих прохожих – парня и девушку, которой пришлось оказывать медицинскую помощь.

«Нехороший дом» привлек внимание краевых властей. Прикамский минстрой провел проверку и пришел к очевидному выводу: вся стройка – сплошное нарушение, и власти Перми должны в течение десяти дней отменить разрешение на строительство дома. Строительство приостановили, но ненадолго. Завертелась бюрократическая карусель, которая плавно перешла в судебные тяжбы, конца-края которым не видно. Зато видно, что на застройщика все это не производит ни малейшего впечатления: дом растет, и в 2023 году уже планируется сдать его в эксплуатацию.

Совершенно неожиданно против позиции краевого минстроя выступил департамент градостроительства и архитектуры пермской мэрии (ДГА). Чиновники заявили, что строительство идет на законных основаниях. Еще более неожиданно на сторону ДГА встала прокуратура. Надзорный орган потребовал отменить предписание минстроя об отзыве разрешения на строительство, а в отношении заместителя министра Александра Пономарева возбудил административное дело.

В декабре 2021 года краевой минстрой обратился в арбитраж. Но суд поддержал прокуратуру и в мае 2022 года отказал министерству в удовлетворении его требований. Основной аргумент прокуратуры таков: согласно градостроительному плану, на этом участке установлена предельная высота зданий в 18 этажей (55 метров). Поскольку застройщик в новом проекте не превышает этот параметр, то все остальное, включая предыдущий проект, публичные слушания по нему и постановление главы Перми Дмитрия Самойлова не имеют никакого значения.

Министерство строительства Пермского края попыталось обжаловать это решение в 17-м Арбитражном апелляционном суде, но и там потерпело неудачу: в августе 2022 года апелляционная инстанция оставила решение без изменения.

Вот тут надо выдохнуть, сделать паузу и еще раз осмыслить суть решения. Это важно для понимания фундаментальных принципов «точечной» городской застройки, которые много лет порождают скандалы и недовольство жителей. Единственное, что имеет значение – предельная высота, указанная в градплане. Все остальное (проекты, публичные слушания, постановления мэра и пр.) – лишь сотрясание воздуха и перевод бумаги в макулатуру. Отсюда вывод: наши градостроительные нормы позволяют застройщикам плевать на интересы горожан и творить беспредел на совершенно законных основаниях. Что подтверждает прокуратура, встающая на защиту строительного бизнеса, а не ущемленных горожан. Все-таки что-то не так с нашими нормами.

Есть в этой истории еще один сюжет, который заставит более пристально взглянуть на стройку по улице Горького, 86. И этот сюжет особенно важно рассмотреть тем, кто задумывается сегодня о покупке жилья в скандальном доме. Изучая историю вопроса, наши коллеги из издания Properm.ru (18+) обратили внимание на одну деталь, связанную с проектом дома и его экспертизой. В 2018 году «ПСК «Стройэффект» заказал проект будущего жилого дома в ООО «Пермпромпроект». Учредители этой компании – Владислав Коркодинов, Борис Пименов, Сергей Осетров.

«Независимую» экспертизу этого проекта исполнила компания «Строительный научно-технический центр». Учредителем и гендиректором этой экспертной организации является Борис Пименов. Владислав Коркодинов и Сергей Осетров ранее также входили в число ее учредителей. Но тот факт, что проект и его «независимую» экспертизу проводили, по сути, одни и те же люди, нисколько не смутил ни чиновников ДГА, ни надзорные органы. А жаль. Потому что в истории строительства в Пермском крае и в России случались тяжелые инциденты, связанные, в том числе, с такой тесной спайкой проектировщиков и экспертов.

В декабре 2016 года в поселке Ферма Пермского района (ныне – муниципальный округ) рухнула крыша здания ФОК «Кипр». ФОК был сдан в эксплуатацию буквально за четыре месяца до ЧП – в сентябре того же года. Только по счастливой случайности никто не пострадал: на момент обрушения в здании не было людей. Последовавшие разбирательства показали, что администрация района выкупали готовый объект у подрядчика – компании «Контакт-Строй». Комитет имущественных отношений района принял объект со всеми готовыми документами. Но при проектировании ФОКа были допущены существенные ошибки, а экспертизу проекта проводила сама компания-проектировщик. Конечно, своих ошибок она «не увидела». Сейчас комплекс заброшен, а власти Пермского округа уже пять лет пытаются его продать – пока безуспешно. Жители все это время остаются без спортивного сооружения.

Можно вспомнить, как в декабре 2005 года обрушилась кровля бассейна «Дельфин» в Чусовом. Тогда погибли 14 человек. В суде было установлено, что незадолго до трагедии конструкцию изучали эксперты компании «Уралпромэксперт» и не установили никаких угроз. Достаточно примеров? Отсюда второй вывод: по отношению к экспертизам строительных проектов в рядах ответственных чиновников царит потрясающая легкомысленность, которая чревата бедой. Что еще должно произойти, чтобы порочные связи между проектировщиками и экспертами были, наконец, разорваны, а экспертиза стала действительно независимой?

На сегодняшний день ситуация со скандальной стройкой на Горького выглядит так: минстрой Пермского края подал кассационную жалобу на решение 17-го арбитражного апелляционного суда. Жалобу будет рассматривать Арбитраж Уральского округа. Это снова займет время, за которое злополучный дом вырастет еще на какое-то количество этажей. Между тем уже есть покупатели, которые приобретают в доме квартиры по договорам долевого участия. То есть независимо от решения кассационной инстанции и дальнейшей судьбы дома в финале будут пострадавшие.

Если суд признает правоту минстроя, пострадают дольщики, имевшие смелость приобрести в доме жилье. Если решение прокуратуры останется в силе, пострадают пермяки, живущие в соседних домах. Отсюда следует третий вывод: чиновники, представители многочисленных надзорных и контролирующих ведомств должны вспомнить о том, кто им платит зарплату. И подумать, наконец, какие изменения нужно внести в градостроительные нормы и в свои подходы к работе, чтобы в дальнейшем не допускать такого вопиющего безобразия.

Владислав Поспелов