Министр экономического развития и инвестиций Прикамья Эдуард Соснин знает бизнес не в теории: он руководил крупной компанией в Москве, в родной Лысьве с нуля организовал несколько реальных производств.
С победителем первого конкурса «Лидеры России» 2018 года мы начали большой разговор об экономической политике в регионе, настоящем импортозамещении, хозяйствовании в изменившихся условиях и возможностях поддержки для предпринимателя.
Часть 2: Бесплатные деньги от Пермского края как кислород для предпринимателей
Часть 3: Каждый новый вызов бизнесу кажется невиданным, но были испытания и похуже
– Эдуард Олегович! Начнем с того, насколько вообще минэкономразвития Прикамья может влиять на экономическую ситуацию в регионе, учитывая, что основные решения принимаются на уровне Федерации да и возможности федерального бюджета несравнимо выше?
– Основные рычаги влияния, конечно, находятся на федеральном уровне. Но у Пермского края они тоже есть. В частности, это установление налоговых ставок по упрощенной, по патентной системе налогообложения, ставок на имущество, земельного и транспортного налога.
Один пример. Из более чем 97 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих на территории края, около 70 процентов работают по упрощенной системе налогообложения. И это налогообложение в ведении краевой власти.
Согласен, что крупные системообразующие предприятия, определяющие экономический ландшафт региона, работают по основной системе налогообложения. Регулирование их работы осуществляется федеральным законодательством. Но в последнее время мы видим отчетливый тренд: федеральное правительство всё чаще хочет слышать мнение регионов о тех или иных принимаемых решениях.
И здесь большую роль играет позиция главы региона Дмитрия Махонина, который зачастую сам выходит с инициативами, полезными для пермского бизнеса. Так, по инициативе губернатора были введены несколько пакетов мер поддержки для предпринимателей, деятельность которых пострадала от ограничительных мер в условиях распространения COVID-19 в прошлые годы. В этом году Дмитрий Николаевич поставил перед правительством задачу оказывать поддержку бизнесу, пострадавшему от внешних санкций, – и такие меры тоже уже приняты.
Помимо этого, именно губернатор стал инициатором введения максимально пониженных льготных ставок по УСН для нового бизнеса, которые мы также оперативно ввели с 1 января 2022 года. И уже сегодня мы видим, что благодаря этим нововведениям количество предпринимателей в регионе кратно увеличивается.
– Какие отрасли экономики региона пострадали в ходе текущего кризиса больше всего? Есть ли те, кто может не выжить?
– Не думаю, будто не сможет выжить целая отрасль. Безусловно, есть отрасли, которые пострадали в большей степени, чем другие. Это, как правило, сферы, которые являются импортозависимыми от технологий, комплектующих, запчастей и других материалов, а также отрасли, которые затронуло разрушение логистических цепочек.
Например, очень тяжело сегодня стало кинотеатрам: из-за массового закрытия и ухода с рынка зарубежных брендов пострадали их арендодатели. Для большинства же сфер деятельности основными проблемными вопросами являются рост цен, увеличение сроков или перебои в поставках комплектующих, техники, строительных материалов, продукции. Именно поэтому региональные и федеральные власти стараются максимально поддержать такие отрасли налоговыми и финансовыми мерами, оказывают помощь в восстановлении логистических цепочек и подборе других поставщиков.
Очень часто мы видели, что те или иные материалы или комплектующие закупались за рубежом. Такие связи были налажены годами, и когда они прервались, выяснилось, что аналогичная российская продукция – не хуже, а порой и лучше по качеству и привлекательней по цене – производится буквально в соседнем регионе!
Также помогаем бизнесу наладить новые связи. В этой работе ведущую роль играет региональный минпромторг, а также минэкономразвития.
Общая задача – чтобы о пермских производителях узнало максимальное число потенциальных потребителей.
– Есть ли успешные примеры того, как бизнес Прикамья адаптируется к работе в новых условиях?
– Предприятия из самых разных сфер выстраивают новые логистические цепочки, активно работают в русле импортозамещения. Например, пермский «Роботех» разработал линейку промышленных роботов, способных конкурировать с продукцией ведущих мировых компаний. Роботы из Прикамья уже успешно прошли опытно-промышленные испытания и готовы заменить зарубежные аналоги.
Завод «Инкаб» при поддержке Фонда развития промышленности обновляет свое производство, благодаря чему вскоре выпустит на рынок оптимизированные и доработанные конструкции оптического кабеля, а также гибридные кабели для сетей 5G.
Компания «ВИПАКС», разработки которой в области видеонаблюдения эксплуатируются на предприятиях «Газпрома», «Роснефти» и других российских гигантов, теперь разработала «Детектор оружия» – антитеррористический модуль, который поможет вовремя выявить доставку оружия на социально значимые объекты и уведомить охрану об этом.
Ряд производств сталкивается сейчас с проблемой ремонтов и отсутствия запчастей к импортным датчикам вибрации, которые позволяют предупредить возможное разрушение оборудования. Так вот, пермская компания «ТИК», которая уже тридцать лет занимается изготовлением специализированного оборудования для промышленных предприятий, готова предложить свою продукцию, которая не уступает по характеристикам импортной и подходит для использования в имеющихся зарубежных системах!
Не далее как в мае официальная делегация Прикамья под руководством губернатора Дмитрия Махонина представила большой стенд – шестнадцать компаний – на выставке «Нефть и газ Узбекистана». Я сам был свидетелем того, как узбекские компании отмечали высокий уровень, качество и конкурентоспособные цены наших производителей и интересовались приобретением их продукции. И подобных примеров еще немало.
Просто ранее реклама и маркетинг зарубежных производителей нас расслабили: нам было проще закупать то, что нам преподносили на блюдечке с голубой каемочкой. При этом аналог зарубежной продукции, который производили у нас, стоил гораздо дешевле нее, но мы об этом зачастую не знали.
Владислав Поспелов
(Продолжение и окончание интервью – по ссылкам выше)