СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
Главные материалы
29.11.2024
16+
Архив

33 – и Пермь на втором месте среди соседей: круче только в Казани

33 – и Пермь на втором месте среди соседей: круче только в Казани
Любителей проехаться бесплатно среди пермяков, чего греха таить, оказалось немало.

Любителей проехаться бесплатно среди пермяков, чего греха таить, оказалось немало.

Что и показывают первые дни поездок в городе по выросшему тарифу, но при этом без кондуктора в салоне. Отмененные бесплатные пересадки с маршрута на маршрут теплых чувств у жителей тоже не вызвали.

Первый день массового перехода на оплату проезда по принципу «Совесть пассажира – лучший контролер», 10 января, показал: не лучший. Издание «В курсе.ру» (18+) рассказало о знаменательном случае. Пассажирка одного из трамваев пожаловалась в соцсетях, что внезапно появившиеся в салоне контролеры были без формы. И вообще прятались среди людей.

«Сидели как обычные пассажиры, а потом пошли проверять. Они среди нас», – написала женщина.

«В курсе.ру» обратился к «Гортрансу» за разъяснениями. Оказалось, что контролеры на транспорте действительно облачены в обычную одежду, но каждый имеет при себе удостоверение.

– Проверка тайной быть не может. Скорее всего, контролеры просто дождались, когда все пассажиры войдут, и после пошли проверять, – рассказали в пресс-службе «Гортранса».

…Усиленные бригады контролеров, частично перепрофилировавшихся из бывших кондукторов, скорее всего, зайцев и переловят, и одолеют. Да и водитель, если что, не дремлет: заподозрил, что не все вошедшие «отметились», – с остановки не сдвинется.

Но пока на небольшие дистанции – две-три остановки – довольно многие пассажиры предпочитают передвигаться, не прикладывая карту к валидатору. Проехать как минимум часть нужной дистанции и не попасться при этом на глаза ревизору, как оказалось, возможно. И увеличением размера штрафных санкций эту проблему, очевидно, не решить.

Тем более и сама модернизированная система оплаты проезда, с валидаторами, QR-кодами, специальным мобильным приложением, судя по отзывам пермяков в социальных сетях, нередко отстает, дает сбои.

Пересадка за 50 процентов от стоимости работает только при приобретении билета у… правильно, у водителя. У него же надо купить билетик, если едешь за наличные. Проблемы с разменом, поиск сдачи, дополнительный функционал кондуктора – как всё это отразится на безопасности дорожного движения, как поломаются графики, особенно в часы пик, когда вместо своей прямой обязанности везти пассажиров водитель торгует…

Принимали ли всё это в расчет? На старте, почти три года назад, авторы реформы работы общественного транспорта города декларировали цели проекта. Тезисно:

♦ создание транспортно-пересадочных узлов на территории Перми, формирование удобной для пассажиров системы остановочных пунктов;
♦ система бесплатных пересадок в пределах выделенного времени;
♦ обновление подвижного состава, работающего на новых транспортных средствах отечественного производства;
♦ сокращение интервала движения общественного транспорта;
♦ в итоге сокращение расходов муниципалитета на всю отрасль общественного транспорта.

Старт реформы, напомним, ознаменовался ликвидацией в Перми более экологически чистого вида транспорта – троллейбусов. Можно дискутировать об их экономичности и недостатках, но в центре Перми рогатые электромашины выглядели вполне органично, пассажиры на их работу практически не жаловались.

Тем не менее пермский троллейбус остался один – в виде памятника на улице Уральской. Остальные ушли в небытие вкупе с километрами электросетей. Далее последовала эпопея, по сути, с ликвидацией «городской электрички», ограничением движения по Горнозаводской линии Свердловской железной дороги, по которой можно было напрямую попасть из одного отдаленного района – Кировского – в другой отдаленный – Орджоникидзевский.

Кстати, инициатива команды бывшего губернатора Максима Решетникова. Действующему руководителю региона Дмитрию Махонину стоило немалых трудов восстановить движение по рельсам и облегчить жизнь хоть части пермских пассажиров.

Что касается перехода на бескондукторную систему – привычную работу теряют около тысячи трудоспособных пермяков, преимущественно женщин. Между тем, как показывали и эксперименты с отдельными видами общественного транспорта, на которых кондукторов то убирали, то возвращали, бескондукторная система действовала не без сбоев. Это признавал в прошлом году и глава транспортного департамента администрации Перми Анатолий Путин.

Наконец, декларировавшаяся авторами изменений в транспортной сфере оптимизация расходов городской казны на отрасль в целом обернулась в итоге колоссальными дополнительными расходами бюджета. Неясно, какой экономикой руководствовались, когда принимали решения о переформатировании контрактной системы при распределении маршрутов, но…

И без того дотационный общественный транспорт стал генерировать ежегодные убытки под 2 млрд рублей. По прогнозам, за 2021 год ожидается меньше. Ждем обнародования. В общем, поехали, как было сказано на старте транспортной реформы одним из ее авторов.

По впечатлениям от первой недели, может, и рано делать далеко идущие выводы. Система, так или иначе, отладится, только вот закрадывается мысль: то повышение тарифа, которое пережили пермяки в первые рабочие дни 2022 года, – точно последнее?..

Сравните: средняя стоимость одной поездки наличными в городском общественном транспорте в столицах регионов Приволжского, Уральского и Северо-Западного федеральных округов (на 14 января 2022 года) – по данным официальных сайтов администраций городов.

◊ Казань 35
◊ Пермь 33
◊ Самара 32
◊ Сыктывкар 30
◊ Тюмень 29
◊ Уфа 29
◊ Екатеринбург 28
◊ Челябинск 28
◊ Ижевск 27
◊ Киров 26

Впрочем, с 10 января в пермском пассажирском транспорте начало действовать и новое тарифное меню, напоминают в городском департаменте транспорта. Пассажиры, совершающие большое количество поездок, теперь могут существенно сэкономить посредством своих проездных документов, уверяют в ведомстве.

За первый день продаж пермяки приобрели более двух тысяч гражданских проездных и более трех тысяч льготных, сообщили в администрации Перми. Самым популярным во всех категориях оказался безлимитный проездной на один месяц. Также владельцы проездных документов активно приобретают безлимитные проездные на год, которые подразумевают самую большую скидку.

Таких проездных приобретено уже более 240, сообщают в ведомстве. Для сравнения, за весь 2021 год таких проездных было продано всего 76 единиц. Приобрести же гражданскую транспортную карту или оформить льготный проездной документ можно в любом пункте выдачи и пополнения.

Пополнить проездной можно несколькими способами:

♦ через мобильное приложение «Транспортная карта Пермь»;
♦ на сайте proezdnoy59.ru (0+);
♦ через «Сбербанк-онлайн» и банкоматы Сбербанка;
♦ в пунктах выдачи и пополнения («Почта банк», «Центральные кассы», «Почта России»).

Олег Хвацкий,
Алёна Честикова
info@zwezda.su