СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
Главные материалы
05.11.2024
16+
Архив

Вновь тлеющий краснокамский короотвал предлагают пустить на брикеты или на удобрения

Вновь тлеющий краснокамский короотвал предлагают пустить на брикеты или на удобрения
Минприроды Пермского края совместно с учеными ПГНИУ разрабатывают технологические решения по ликвидации короотвала в Краснокамске уже несколько лет.

Минприроды Пермского края совместно с учеными ПГНИУ разрабатывают технологические решения по ликвидации короотвала в Краснокамске уже несколько лет.

В 2019-м эксперты оценили степень его воздействия на окружающую среду. По данным последнего исследования, превышений установленных предельнодопустимых концентраций содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не было. Однако накопленный вред экологии региона оценивается как значительный.

Площадь территории краснокамского короотвала превышает 22 гектара. Такие данные приводит краевое управление Росприроднадзора. Утилизация отходов местного целлюлозно-бумажного комбината началась на этой площадке еще в 30-х годах прошлого века. Свалка разграничивает реку Каму и речку Малую Ласьву. Около четырех миллионов тонн отходов, которые складированы там, относятся к четвертому классу опасности.

Нынешнее лето выдалось достаточно сухим и жарким. В окрестностях Краснокамска выгорела приличная площадь лесных массивов. К счастью, пока местную достопримечательность – короотвал – огонь миновал стороной. Не так, как было в 2013 и 2014 годах (см. Жизнь в дыму). Тогда дым от возгораний на объекте повышенной опасности даже из Перми заметить можно было. Что уж говорить о местных жителях, рассказывает жительница Краснокамска Полина Егошина.

Действительно, в этом году пока всё относительно спокойно. Впрочем, в начале лета, на пике июньского зноя в регионе, проблемная территория традиционно начала тлеть. Проблема в том, что данные отходы имеют свойство самовозгораться, говорят специалисты. Жители двух микрорайонов Рейд и Заводской (они ближе всего к короотвалу – авт.) к запаху гари в теплое время года привыкли. На плохой воздух ропщут лишь дети. Особенно когда ветер дует со стороны реки.


Жизнь в дыму

К началу третьего тысячелетия площадь короотвала превысила 222,9 тысяч квадратных метров – 22 гектара! Высота древесного «пирога» достигала 30 метров, то есть десятиэтажного дома. Масса отходов – около 4 миллионов тонн.

Хотя производство на Камском ЦБК (частично преобразованном в ЦБК «Кама») было приостановлено к 2004 г., некоторое время еще работала система орошения скопившихся отходов. Но было понятно, что беды не избежать.

Весной 2011 г. произошло то, что не могло не произойти – на короотвале начался крупнейший в истории Прикамья пожар. Он охватил почти 17 гектаров, спасатели тушили возгорание более двух месяцев. Лето выдалось жарким, смог накрыл не только расположенные рядом микрорайоны Заводской и Рейд – досталось и всему Краснокамску. А пару недель ветер гнал дым в Пермь.

Девять лет назад открытое горение удалось ликвидировать, мобилизовав значительные резервы МЧС. Однако отходы продолжают тлеть. Водители, проезжающие мимо города, часто видят сильный туман над дорогой. На самом деле это дым, который стал ежегодной летней приметой Краснокамска.

Эксперты свидетельствуют: внутри краснокамского короотвала по сей день непрерывно происходят экзотермические процессы (химические реакции, сопровождающиеся выделением теплоты). По сути, идет «медленное горение» – разложение отходов с выделением тепла.


Несколько лет назад в ходе прокурорской проверки было установлено, что на земельном участке, расположенном к югу от Краснокамска, у въезда в город по улице Шоссейной, находятся отходы древесины коры и щепы, масса которых составляет около четырех млн тонн. Они появились в результате деятельности ФГУП «Камский целлюлозно-бумажный комбинат», который в 2004 году был ликвидирован.

Периодически короотвал тлеет, что приводит к задымлению атмосферы жилой части Краснокамска. В результате горения образуются опасные химические вещества, оказывающие негативное влияние на организм человека.

Технических решений проблемы короотвала в Краснокамском городском округе несколько, считают ученые. В расчет они берут состояние отходов. По данным исследований, до 80 процентов в коре сейчас – вода. Необходимо создание технологии отжима на сетчатом либо барабанном транспортере. Далее сырье преобразуется в прессованные брикеты. Прошедшие просушку, они могут дать неплохой КПД как в промышленных печах, так и в частных.

Там ведь в основном утилизировали кору хвойных деревьев. Ее лучше прессовать в сухом виде и при нагревании до 100–120 градусов по Цельсию. Такова особенность краснокамского сырья. В нем высокое содержание терпенов и прочих смолистых фракций. Брикеты тогда получатся высокого качества, хороших теплоэффективности и прочности.

То есть с учетом объемов необходимы не очень мощные по энергозатратам, небольшие по площадям установки и промплощадки, говорит кандидат технических наук Михаил Самохин. Экономику проекта пока, понятно, не считали. Но, по предварительным оценкам, первоначальные инвестиции могут превысить три миллиарда рублей.


Жизнь в дыму

Тем временем тлеющий на окраине короотвал превращает Краснокамск в зловещий городок из романов Стивена Кинга, где некая нечеловеческая сущность собирает свою кровавую жатву.

По данным официальной статистики, Краснокамский городской округ лидирует по числу выявленных легочных заболеваний. Диагнозы у местных жителей разные – начиная от хронической обструктивной болезни легких до серьезных онкологических патологий.

Сводной статистики Министерства здравоохранения Пермского края нет, но по каждому виду заболеваний территория уверенно входит в пятерку самых проблемных в регионе.

Напомним, что чистый воздух – не просто фигура речи, но и конституционное право граждан.

Статья 42 Конституции РФ по-прежнему гласит, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».


С учетом объемов вернуть вложения и войти в прибыль производство альтернативного топлива сможет минимум через пять лет. На условиях популярного сейчас в Прикамье частно-государственного партнерства проект вполне жизнеспособен, считает экономист Юлия Борисова. Впрочем, существует и еще один проект по переработке древесных отходов краснокамского производства – в удобрения.

Технически можно произвести из краснокамской коры компостную основу с добавлением азотных и фосфорных удобрений. По части азота особых проблем быть не должно. На выходе будем иметь компост, соответствующий хорошим торфяным грунтам, делится наработками агротехнолог компании «Пермагрогрупп» Никита Турсунов. Это сырье востребовано прежде всего в тепличном хозяйстве.

С учетом сохраняющегося курса на импортозамещение в аграрной сфере проект имеет перспективы, считает разработчик. Его стоимость пока оценивается примерно в пять миллиардов рублей. Необходимо помимо создания соответствующей промышленной площадки, инфраструктуры и обеспечения мер дополнительной безопасности создать лабораторию контроля, ключевые инвестиции – в производственные мощности, инженерные и транспортные коммуникации, а в перспективе в логистику, рассказывает новатор.

Впрочем, реализация предложенных стартапов – дело перспективы. Причем весьма неблизкой. Поскольку сейчас результаты исследований короотвала находятся на рассмотрении в Минприроды РФ в целях включения объекта в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. В случае включения короотвала в государственный реестр на его ликвидацию будут получены средства из федерального бюджета.

Олег Хвацкий
info@zwezda.su